Природа Байкала | перевал 8 Марта

Направление: восток - запад
Соединяет долины рек:
река Толта, Эхе-Гол.

Время прохождения от границы до границы леса: 5-6 ч.

История и дата первопрохождения: первопрохождение 8 Марта 1977 г. в горном походе II категории сложности, со стороны р. Толта, руководитель — Сергей Свинаренко (г. Иркутск)

Специальное снаряжение: летом: веревка основная - 1 конец, крючья - 4-5 шт., молоток скальный - 1 шт. Обвязка, карабины, каска, альпеншток - каждому; зимой дополнительно: кошки - 1 пара, ледоруб -1 шт., лавинной снаряжение.

Граница леса (кедрачи) на реке Эхе-Гол проходит под высоким устьевым ригелем, прямо над границей леса в висячем цирке перевала Бугутой Западный. Подъем на ригель по левому берегу. С его вершины открывается панорама большого цирка: в глубине громоздится стена пика СОАН, а под ним на переднем плане невысокая скальная перемычка — перевал 8 Марта. Седло глубокое, выражено однозначно. Налево (по ходу) уходит изогнутый винтом кулуар — перевал Горных Туристов 2 (1А) , а направо — простой осыпной склон — перевал XVII съезда ВЛКСМ (1А).

Подход под 8 Марта в обход двух озер с преодолением нескольких морен. Значительный набор высоты. Слева (по ходу) остается седловина перевала Горных Туристов (1Б). Подход занимает 1,5-2 ч.
Перевал представляет собой скальный склон в 50-55 м, подпертый осыпями в 130-150 м. Характерная примета - два мощных жандарма в виде двухпалубного корабля левее седловины. Подъем сначала по осыпям (до 30-35°, 150 м) с прицелом к нижней части неявно выраженного кулуара. Далее — задернованный склон со скальными выходами, линия движения вправо-вверх (40-45° до 50-55°, 40 м). Выше движение по скалам влево-вверх (до 70-75°, 10-15 м). Движение первого налегке с нижней страховкой. Незначительная протяженность склона и наличие удобных травянистых полочек провоцирует на бесперильное прохождение нижней части перевала, однако потенциальная опасность срыва велика. Время подъема около 2 ч.
Седло перевала узкое, представлено плитой. Группу можно собрать чуть ниже со стороны Эхе-Гола на хорошей полке (необходима самостраховка), где забит стационарный крюк с петлей. Записка под камнем на плите.

Спуск сначала по скалам (6-8 м, до 80°, перила). Для последнего возможен облаз стенки налегке слева. Далее — разрушенные скалы (40-45°, 70 м), линия движения вправо-вниз. Ниже — осыпь (средняя, до 35-40°, около 150 м), переходящая в моренный вал. На спуск уходит около 30 мин.

Спуск выводит в небольшой открытый боковой цирк. Перевал отсюда выражен плохо, привязкой служат вышеописанные жандармы. В глубине цирка логичный кулуар на левый исток Эхе-Гола — перевал Постышева (Средний) (1Б).

Из-под перевала спуск по моренным валам вдоль сухого русла ручья до основной долины Толты и далее до границы леса по осыпям и болотинам со значительной потерей высоты, около 1 ч. Справа остается высокий и плохо выраженный перевал Иванникова (1Б).

Сложность перевала 8 Марта несколько спорна. В зимнее и межсезонное время при движении с Эхе-Гола на Толту, несмотря на короткий перевальный взлет, она все же соответствует 2А. При прохождении в обратном направлении она ближе к 1Б, т.к. спуск особой сложности не представит. В летнее время при нормальных условиях перевал соответствует 1Б к/с, в условиях дождя и мокрого снега — 2А.

Подъем на ригель в зимнее время чрезвычайно лавиноопасен, т. к. резкое сужение хребта на этом участке не оставляет вариантов обхода. Если нет следов сошедших лавин, то подниматься сначала следует по кулуару-распадку с выкинутыми лавинными шнурами, наблюдателем и интервалом. Движение по крутому (до 35°) насту серпантином. Сразу после обхода скал выход к деревьям левого борта. Дальнейший подъем между деревьями короткими серпантинами. Особая осторожность при прохождении верхней части ригеля, где леса уже нет. Преодоление ригеля и подход под перевал на лыжах 2,5-3 ч.
Сам перевальный взлет не лавиноопасен, но осыпь под ним покрыта мощным слоем сухого снега. Подходить под подъем следует значительно левее (по ходу), где на перегибе склона торчат отдельные камни, крутыми серпантинами на лыжах и далее под стеной направо к намеченной линии подъема. Весь подъем проходится с нижней крючьевой страховкой; всего необходимо 4-5 промежуточных крюков. Склон местами обледеневший; в средней части косая покатая полка, покрытая порошкообразным снегом в 30-40 см, ступени не обрабатываются.

Спуск практически не лавиноопасен. Общее время прохождения перевала около 4 ч. Из-под перевала до границы леса выкат на лыжах занимает около 30 мин.

Описание предоставлено Л.Е. Стрелюком.

Описание данного объекта можно найти в текстах:

Данный объект обсуждался на форуме:

Страница 1 из 2: 1 2Следующая
Вид со стороны Толты

Вид со стороны Эхе-Гола

Вид со стороны Эхе-Гола (с пер. Пеших Туристов)

На перевале 8 Марта

Вид со стороны Толты зимой

Вид с подъёма на перевал Иванникова

Вид с перевала Пеших Туристов

Вид в круговой панораме с Братчанки
3D-панорама Плоская

Вид с пер. Пеших Туристов на Эхе-Гол

С Братчанки в сторону Эхе-Гола

Вид со стороны Эхе-Гола (с Братчанки)

Вид на сложный участок подъёма со стороны Эхе-Гола

Излишний дюльфер с перевала при спуске на Толту