Природа Байкала | перевал Алмаз

Направление: восток - запад
Соединяет долины рек:
Анамакит (Ангарский), Асикта.

Время прохождения от границы до границы леса: Чистое ходовое время от ГЗЛ на Асикте до кустарниковой зоны на Анамаките – 10 переходов по 40-45 минут ч., зимой: зимой потрачено 2 дня, 17 км, до настоящего леса + ещё полдня по Анамакитскому каньону 2Б, итого – от леса до леса 2,5 дня). Неизбежен ночлег в гольцовой зоне.

История и дата первопрохождения: группа п/р Тюрка, 1987

Перевал в Верхнеангарском хребте.

Описание зимнего прохождения:

Подъём

ГЗЛ со стороны Асикты находится в устье ручья Надежда. Ночлег с дровами возможен только здесь.

Подъём серпантином по высокому ригелю на правый берег Надежды. Далее - движение правым берегом (орогр.). До стрелки ручья 3 перехода по 40-45 минут. Здесь кончаются и редкие кусты. После стрелки движение правым берегом правого ручья. Один переход (40-45 мин.) до расширения долины перед высоким ригелем, который выглядит, как перевал, но это не перевал, а только ригель. В этом месте возможен холодный ночлег. Набор высоты от ГЗЛ +500 м.

От широкой долины в левый по ходу цирк подняться серпантином на высокий ригель. Далее – правым по ходу склоном следующей (короткой) долины, ведущей в цирк перевала Алмаз от широкой долины.

До основания перевала - 2 перехода по 40-45 минут на лыжах. Далее ещё одни переход – подъём на лыжах серпантином левым по ходу склоном (не круто, набор высоты 170 м), далее – траверсом вправо по ходу, к нижней точке широкой седловины перевала Алмаз.

Тур находится посередине седловины, на большом камне, за который можно закрепить веревку.

Итого от ГЗЛ до перевала – 7 переходов по 40-45 минут.

Спуск

С перевала открывается вид на большой цирк и верховья западного истока Анамакита Ангарского. Спуск просматривается плохо из-за большой крутизны склона и нависающего снежного карниза, который находится прямо под туром.

Обойти карниз справа по ходу, используя верёвку (закрепленную за тур) и спусковое устройство. Под карнизом есть большой камень, за который закрепить 2-ю верёвку и спуститься прямо вниз по линии падения. Этот же большой камень является и укрытием от возможного падения карниза. Крутизна склона - 45°, местами - 50°. Много снега. Первый участник, спускаясь, прорывает жёлоб в снегу, чтобы спустить лишний снег. После 2-ой верёвки – спуск прямо вниз, лицом к склону, способом «три такта», так же по линии падения, по искусственному жёлобу. Спуск всей группы (8 человек) к основанию перевала – 45 минут. У подножия перевала высота 2060 м.

Далее – тропление на лыжах по руслу ручья, или кое-где по правому берегу ручья, выход на западный исток Анамакита Ангарского. Один переход по ручью (левый приток Анамакита) до реки Анамакит, и ещё один переход до Анамакитского каньона. Здесь рекомендуется встать на ночлег, в зоне кустов и мелких деревьев. Не смотря на то, что леса здесь нет, дров много (сухой стланик, корни). Высота – 1440 м. Впереди по ходу – каньон 2Б (8 верёвок на спуск по льду от 30 до 90 градусов). Следующий ночлег возможен только внизу каньона, там же есть охотничье зимовьё на стрелке Анамакитов.

Наиболее целесообразным и логичным (из соображений безопасности) является схема построения лыжных маршрутов на Верхнеангарском хребте с запада на восток. Это диктуют преобладающие зимой западные ветры, которые надувают в сторону востока большие снежные карнизы. Многие перевалы именно с восточной стороны имеют наибольшую крутизну. Обилие выпадающих зимой осадков в виде снега делают в это время года Верхнеангарский хребет очень лавиноопасным!

Описание составлено Васильевой М.М.

Описание данного объекта можно найти в фотоотчётах:

Перевал Алмаз , западная экспозиция

Подъем к седловине перевала, последний «зигзаг» серпантина

На седловине перевала. Карниз свисает на восточную сторону (сторона спуска).

Первый участник нашей группы Э. Николаев организует спусковые перила. Внизу видна ниточка следов группы архангельцев, идущих нам навстречу