Природа Байкала | перевал Ангарский

Направление: северо-запад - юго-восток
Соединяет долины рек:
Угутэрэ, Правая Билюты.

Время прохождения от границы до границы леса: 5,5 ч.

История и дата первопрохождения: первопрохождение совершено в 1977 г. горными туристами Ангарского клуба туристов, руководитель — Б. Илларионов

Специальное снаряжение: веревка основная - 1 конец; веревка вспомогательная - 1 конец; обвязка, карабины, альпеншток - каждому

Со стороны Правой Билюты ручей, ведущий на перевал называют "Ангарским". Хорошим ориентиром для нахождения ручья Ангарского служит крутопадающий склон пика 3026, находящегося на левом берегу в 200 м выше притока. Цирки находятся напротив друг друга и имеют вид висячих долин, круто обрывающихся в Правую Билюту устьевыми ригелями с перепадом высот в 150-200 м.

Подъем в цирк ручья Ангарского занимает 1,5-2 ч. При подходах снизу Билюты идти вдоль ручья по его правому берегу: осыпной склон с выходами скал и травянистыми полками, крутизна до 30-35°. При подходах с верховий Билюты выход в цирк полутраверсом правого склона.

От границы леса (кедрачи, площадки для палаток) хорошо просматривается перевал Ангарский (1Б), он расположен на замыкании цирка в створе долины. Это однозначно выраженное глубокое скальное понижение между вершинами.

Подход под перевал по осыпям с постепенным набором высоты. Необходимо преодолеть 2 моренных вала с перепадом высот до 70-80 м и крутизной до 25-30°, продолжительность от г/л - 1,5-2 ч. Из-под перевала направо (по ходу) открывается вид на перевал Мираж (1Б), снизу долины он скрыт боковыми скалами. Под перевалом есть травянистые ровные площадки под прикрытием больших камней.

Подъем на перевал по осыпному склону, постепенно переходящему в осыпной кулуар (25°, осыпь средняя). На высоте около 120 м кулуар перекрыт большим камнем (2-3 м), обход по скалам крутизной 45-50°. Возможен сход камней, необходима страховка. Выше "пробки" кулуар делает изгиб, под осыпью на дне выходы скальных плит, высота скальных бортов увеличивается. Необходимы перила 30-40 м. Далее (на 150-180 м) кулуар делится. Вправо - глубокий (до 2-3 м) кулуар крутизной до 40-45° с мелкой осыпью на дне. Под осыпью - земля, местами - выходы плит. Влево - крутизна до 35°, живая подвижная осыпь (возможны обходы по разрушенным скалам). Применение перил здесь затруднено из-за разрушенности пород. Подъем занимает около 2 ч.

Гребень перевала длиной 30-40 м и шириной до 2 м, скальный, сильно разрушенный. Тур справа.

Спуск в сторону реки Угутэрэ по крупной устойчивой осыпи крутизной до 30-35°. От седла до подножия перевала Мойготский (1А) спуск занимает 1-1,5 ч. Далее до границы леса по моренным валам вдоль ручья около 1 ч.

Со стороны реки Угутэрэ перевал выражен однозначно: глубокий провал гребня между вершинами (справа вершина, по форме напоминающая клык).

Описание предоставлено Л.Е. Стрелюком.

Описание данного объекта можно найти в текстах:

Перевалы Ангарский и Педагогов со стороны Угутэрэ

Перевал Ангарский со стороны Угутэрэ

Вид в сторону перевала со стороны Угутэрэ

Панорама с Мойготского перевала

Вид со стороны Правой Билюты

Вид со стороны Угутэрэ

Вид в круговой панораме с пер. Мойготского
3D-панорама Плоская

В круговой панораме со стороны Угутэрэ (из-под Дипломника)