Природа Байкала | перевал Апофеоз

Высота: 2820 м

Соединяет долины рек:
Ганга-Хайрым, Хурай-Хайр.

История и дата первопрохождения: первопрохождение совершено 15 августа 2004 г. группой иркутян п/р В. Петухина.

Со стороны Хурай-Хайра перевал довольно хорошо просматривается. Это явное понижение в гребне, на которое выводит осыпной кулуар. Он виден от водопада на Хурай-Хайре. Кулуар отделяет вершину от массива, расположенного ниже.

Кулуар заканчивается широким выкатом. Наиболее оптимальный вариант начала подъёма - слева от выката по задернованному склону (около 150 метров, 25-30°).

Далее по кулуару около 200 метров, 30-35°. В нижней части кулуар широкий, потом он зажимается слева небольшой скальной подушкой, обходит ее справа (в принципе, возможен ее обход слева), поворачивая налево.

В нижней части кулуара удобнее держаться левого края - там преимущественно малоподвижные крупные камни. Спуск в этой части, наоборот, удобнее производить с другой стороны, выбирая мелкоосыпные участки.

Спуск - по кулуару. Каменная осыпь преимущественно среднего размера.

В нижней части кулуара - сбросы. Возможно два варианта их обхода.

Наиболее простой - переход через небольшой гребень направо и далее спуск до низа долины.
Возможен и более сложный вариант обхода, немного экономящий расстояние в случае дальнейшего движения вниз по реке. Это - уход вправо почти к гребню, потом переход влево над плитами до упора в скалы и затем - спуск вниз.

Со стороны притока реки Ганга-Хайрым перевал просматривается плохо.

Ориентир - массив справа по ходу перед выходом в самый верхний цирк притока (под перевал Центральный). Перевальный кулуар ведет правее последнего гребня к вершине. В нижней части он обрывается сбросами (варианты обхода описаны выше). При входе в нижнюю часть кулуара он далее просматривается доверху.

Описание данного объекта можно найти в текстах:

И в фотоотчётах:

И в маршрутах:

Вид со стороны Хурай-Хайра

Вид от водопада на Хурай-Хайре

Верх. часть подъёма на перевал со стор. Ганга-Хайрыма

Под перевалом на притоке Ганга-Хайрыма

Общий вид со стороны Хурай-Хайра

На подъёме со стороны Хурай-Хайра

Вид с перевала София на фоне трёхтысячников

Вид в круговой панораме с перевала София
3D-панорама Плоская

Вид в круговой панораме со стороны Хурай-Хайра

Круговая панорама с перевала

Вид с пика Альбатрос

Начало подъёма на пер. Апофеоз по рыжей осыпи