Природа Байкала | перевал БАМ

Направление: север - юг
Соединяет долины рек:
Бугатай, Эхе-Гол.

История и дата первопрохождения: Первопрохождение совершено 13 июля 1981 г. группой из г. Вологды п/р Анисимова С.Е., перевал был назван Голубое Озеро, но информация об этом перевале не получила распространения, и в августе 1984 г. перевал был пройден заново экспедицией Иркутской КСС п/р Алексея Жебраускаса и назван "БАМ".

Сквозь редкие последние кедры Бугутоя видим скальный гребень с выраженными жандармами. Сворачиваем по ходу влево, к перевалу БАМ (1Б). Поднимаемся к ярко выраженной седловине некрутым скальным кулуаром 45-50°. Слева остаётся перевал Солнечный 1А. Трение хорошее, камнеопасность средняя, идти легко. Седловина широкая, в центре тур.

Спуск озадачил: мелко- и среднеосыпной склон ниже прерывался зализанными когда-то льдом сбросами. И так во всех ведущих вниз кулуарах. Высота прерывающего путь спуска скального пояса бараньих лбов явно не меньше, чем полверёвки. И крепить её, судя по всему, там не за что. Правда, в правой части спуска обнаружился узкий и очень крутой кулуар, где высота стенки подходила к минимуму и давала слабую надежду спуститься лазанием, но очень уж туда не хотелось из-за его необычайной крутизны, высокой камнеопасности и сопливого состояния дна и стенок над сбросами. Мы поднялись выше вправо по гребню и обнаружили там ещё одну седловину, из белого известняка, тоже с туром в центре. Подъём непосредственно на неё из Бугутоя нелогичен - там скальные стены, путь неочевиден.

Спуск начали крутым среднеосыпным кулуаром. Камнеопасно, идём плотно, друг за другом, расходясь иногда параллельно. Из-под ног всё едет и летит. Кулуар прерывается пробкой 7-8 м, 70°. Но это уже не бараньи лбы, проходим скалы лазанием и попадаем на менее крутую осыпь. Дальше вниз, в цирке Правого Ихе-Гола преодолеваем простую морену и выходим к озеру. Отсюда виден более простой вариант спуска: нужно пройти дальше вправо по гребню через невыраженную вершинку до очередной седловины, с неё беспрепятственный осыпной кулуар ведёт в цирк. Но такой путь более длинен и неочевиден сверху, и неясно, каков там гребень. Да, это серьёзная 1Б!

Описание составлено К. Сухановым

Со стороны Эхэ-Гола это просто обширный изрезанный склон с множеством независимых вариантов прохождения. Его общий уклон довольно серьезный и составляет примерно 40-45 градусов, на гребешках разрушенные породы. В варианте, выбранном моей группой, мы прошли самый восточный вариант с траверсом вправо по ходу двух промежуточных гребешков в верхней трети. Перевал сложен (особенно при спуске на Эхе-Гол) в связи с неоднозначностью выбора пути, наличием практически в каждом из вариантов технических сложностей в виде лазания по крутому рельефу или разрушенным породам. Сложность данного перевала несколько выше чем 1б, общепринятая в Саянах, желательно наличие веревки для преодоления локальных препятствий.

Описание составлено О. Зубковым

Данный объект обсуждался на форуме:

Вид в круговой панораме верховий реки Бугатай
3D-панорама Плоская

Перевалы Солнечный и БАМ со стороны Бугатая

Скальный кулуар перевала со стороны Бугатая

Подъём по кулуару

Нижняя седловина БАМа

БАМ с Эхе-Гола. Слева направо три седловины: первая - теоретически более удачная для спуска; вторая - наша; третья, на которую выходит скальный кулуар с Бугатая, разорвана поясом «бараньих лбов».