Природа Байкала | перевал Бурухтуйский

Направление: северо-восток - юго-запад
Соединяет долины рек:
Бурухтуй, Эхе-Угун.

Время прохождения от границы до границы леса: От границы леса на р. Бурухтуй до перевала – 40-50 минут. От перевала до границы леса с северной стороны – 20 минут. От границы леса до устья ручья-притока р. Эхе-Угун – около 1 часа.

История и дата первопрохождения: Первопрохождение совершено группой туристов г. Свирска и г. Иркутска под руководством А.С. Красноштанова во время пешеходного похода 4 категории сложности по Восточным Саянам в августе 1993 г.

Специальное снаряжение: Для прохождения водопада: Веревка основная не менее 70 м и страховочная – не менее 70 м (или 40м + 30м + скальный крюк). Грудная обвязка и беседка, спусковина и репшнур для самостраховки – каждому. Расходная петля (останется наверху), карабин. В случае перестёжки из-за более коротких веревок – 1 скальный крюк (останется в скале). Для прохождения скального сброса – только веревка 30 м.

До самой границы леса по левому берегу р. Бурухтуй есть охотничья тропа. От границы леса тропа теряется в мшаниках, болотах и каменистых россыпях. Звериные тропы расходятся по разные стороны хребта. От границы леса впереди по ходу хорошо видны два цирка: к левому уходит ручей, а правый – ближе, сразу вверх от границы леса. В правом цирке на верху хребта – две седловины – левая и правая. Далее прилагается описание прохождения правой (восточной) седловины правого цирка. [Левая седловина на сайте называется перевалом Волкова.]

Движение к правому цирку, правой по ходу седловине (направление – 40°). Склон покрыт мхом, крутизна – 10-15°. Седловины широкие, плоские. Верх хребта легко траверсируется в обе стороны. Поверхность перевала – травянистая с отдельными выходами камней. Тур был поставлен группой А. С. Красноштанова в левой (западной) седловине [на перевале Волкова]. Кстати, от седловины перевала Волкова к реке Эхе-Угун вниз спускались звериные тропки. Значит, есть вероятность того, что от неё спуск проще и логичнее.

Спуск с перевала по левому краю курумника, далее – выход на травянистый склон и вправо вниз. По левому берегу ручья есть слабая тропа, очевидно, звериная, которая постепенно удаляется от ручья и уходит вдоль склона влево в районе границы леса или чуть ниже. От зарослей кустов ниже границы леса начинается труднопроходимый из-за густой растительности очень крутой спуск по левому берегу ручья вдоль склона. Выход к ручью перед водопадом. Водопад находится в устье ручья-притока р. Эхе-Угун, берущего начало под перевалом. Высота водопада – более 50 м, уклон – от 70 до 90°. Без специального снаряжения – непроходимый. Примерно посередине водопада, по левому краю есть небольшая полка диаметром около 1 метра, где можно встать одному или двоим для осуществления страховки участников во время прохождения группы по водопаду. Здесь же можно вбить крюк в скальную полку. Следует иметь в виду, что при высокой воде эта полка будет закрыта водой.

Другой вариант спуска

После спуска с водопада группой А. Красноштанова был исследован правый берег р. Эхе-Угун в районе водопада. Выше по течению реки Эхе-Угун метров на 50-100 м на правом берегу был обнаружен скальный сброс около 70° длиной 10-15 м, выше которого – лес, а ниже – осыпной склон 30-40 м крутизной около 45°.

Спуск по скальному сбросу правого берега р. Эхе-Угун.
На скальном сбросе тоже требуется навешивание веревки, но этот вариант прохождения, несомненно, займет меньше времени, чем водопад.
Чтобы выйти на этот скальный сброс, необходимо от верхней точки водопада подняться круто вверх по левому берегу ручья и пройти вдоль обрыва по лесу. Тропа, находящаяся в районе границы леса и уходящая влево по ходу на спуске с перевала, возможно, вела сюда.

Зимой прохождение перевала возможно по летнему пути. При спуске с водопада – использование кошек.

Описание составлено М. Васильевой в 2001-м году

Описание данного объекта можно найти в текстах:

Вид в круговой панораме с вершины Харадабан