Природа Байкала | перевал Дельфин

Высота: 2720 м

Соединяет долины рек:
Левый Шумак, Хэр.

История и дата первопрохождения: Впервые пройден с Хэра на Левый Шумак группой Сергея и Олега Зубковых в августе 2022 года

Со стороны правого истока р. Хэр перевал расположен в северо-западном цирке между вершиной Барун-Бортой и пиком Дельфин. Вход в цирк выше основного озера на этом истоке и северо-восточнее большой подушки, с которой начинается подъем под перевал Барун-Бортойский. С этой южной стороны, перевал представляет собой пологий осыпной склон, подъем по которому возможен в любом месте. Определяющая сторона перевала - северная, выводит в верховья крупного правого притока Левого Шумака, в устье которого находится зимовье "Бегущий олень". В эту сторону гребень перевала спускается множеством крутых кулуаров, которые далее обрываются сбросами категории сложности примерно 2Б. По нашим наблюдениям, общее правило таково: чем восточнее (правее при движении с Хэра на Левый Шумак) будет проходить линия спуска, тем меньше технических трудностей нужно будет преодолеть. Само собой, это только общее рассуждение, выход на северный склон возможен в ограниченном числе мест.

При прохождении перевала с юга на север мы вышли в точку, которая кажется самой низкой точкой гребня. Однако спуск отсюда без снаряжения не представляется возможным.
Была предпринята разведка, во время которой мы поднялись по гребню правее (восточнее) и примерно через 150-200 метров обнаружили достаточно приемлемый по крутизне кулуар, по которому и приняли решение спускаться.
Начало спуска - вертикальная скальная плита трехметровой высоты, спуск с нее лазанием по углу между ней и прилегающим склоном. Далее довольно крутой осыпной кулуар (до 50°), выводящий на скальные сбросы. Над сбросами обширная запутанная система осыпных полок. Как было сказано выше, рекомендуется движение вправо (восточнее).
При правильном выборе пути по полкам, можно выйти в такую точку, где основные водопадные сбросы остаются левее и для перехода на сравнительно некрутой склон, относящийся уже к нижней части перевала нужно преодолеть небольшой каменистый сброс 5-8 метров высотой.
Здесь возможен спуск и без страховки, однако лучше ее организовать, либо спустить рюкзаки отдельно. Далее движение по плитам, присыпанным камнями по дуге. Далее группа продолжила движение с подъемом на крутой осыпной склон, с верха которого траверсом ушла на перемычку перевала Летучая Мышь (юго-западный вариант).
При спуске отсюда непосредственно на приток Левого Шумака, судя по всему, следует придерживаться спускового кулуара, имеющего здесь значительно меньший уклон, однако полного спуска до низа по нему произведено не было. В любом случае, такой вариант прохождения перевала соответствует, на наш взгляд, сложности примерно 2А.

Описание составлено О. Зубковым

Описание данного объекта можно найти в текстах:

Перевал Дельфин с юга

Спускаемся сюда. Внизу видны засады

Общий характер спуска с перевала Дельфин

Самое сложное место на спуске с Дельфина

Еще раз общий характер спуска с Дельфина. Сверху смотрелось проще

Перевалы Летучая Мышь, Дельфин и и пик Зун-Бортой с северо-запада (с Шумак-Гола)