Природа Байкала | перевал Девяти

Направление: север - юг
Соединяет долины рек:
Эхе-Булнай, Ара-Хонголдой.

Время прохождения от границы до границы леса: 7-9 часов.

История и дата первопрохождения: впервые пройден 20 августа 1978 года группой из города Саратова, рук. Кальманович В.Ф.

Специальное снаряжение: альпеншток, каска - каждому.

Сложность перевала 1А соответствует указанной в официальном Перечне классифицированных перевалов среднегорья ФСТР.

Характер склонов: осыпные. Со стороны Ара-Хонголдоя уклон около 20°; со стороны Эхе-Булная до 40°.

От границы леса на реке Ара-Хонголдой до границы леса на реке Эхе-Булнай – 19 км. Летом проходится за один световой день.

От границы леса на реке Ара-Хонголдой движение к озеру Хонголдой и далее по ручью вверх левым берегом до слияния двух истоков в каньоне занимает 2 часа чистого ходового времени (около 8 км). Далее начинается подъём с набором высоты от каньонной стрелки на отрог хребта левым (орографически) берегом.

После обхода каньона – спуск с отрога в цирковую долину перевала Девяти и далее движение к перевалу левым берегом ручья по травянисто-осыпному пологому склону 10-20° (этот участок пути вместе с подъёмом к седловине занимает 1,5 часа чистого ходового времени).

Седловина – широкая, ярко выражена; тур находится в центре седловины.

Спуск к реке Эхе-Булнай – прямо от тура по крутой крупной и средней осыпи вниз до лугов; занимает 20 минут. Далее движение левым берегом до поворота реки налево. В месте поворота реки – труднопроходимый каньон, не обозначенный на карте. Обходится верхом левого берега.

Тропы нет. Движение осложняют болото, глубокий мох, крупные скользкие камни. По реке идти затруднительно, т.к. она глубокая. Путь от перевала до верхней зоны леса занимает 2 часа.

Далее нужно выбираться наверх на левый отрог – там проходит хорошая охотничья тропа, плавно спускаясь к зимовью в устье 2-го левого притока (2001 год).
Затем конная тропа продолжает движение по отрогу, очень высоко от реки Эхе-Булнай.

По реке даже не стоит пытаться идти – невозможно из-за больших валунов, зарослей ивняка и большого уклона.

Конная тропа идёт до посёлка Хойто-Гол; 17 км и 4 часа движения.

Описание составлено М. Красноштановой (Васильевой)

Описание данного объекта можно найти в текстах:

Вид в сторону перевала с Ара-Хонголдоя

Панорама верховий долины реки Ара-Хонголдой

Вид со стороны реки Ара-Хонголдой

Вид на перевал с подъема на перевал Птичий

Вид со стороны притока Эхе-Булная, вблизи