Природа Байкала | перевал Кутежан-Дабан

перевал Кутежан-Дабан
Район:
Альтернативные названия:
Девяти (в Китойских Гольцах)
Категория трудности:

Высота: 2270 м

Направление: северо-восток - юго-запад
Соединяет долины рек:
Ара-Хушан-Жалга, Хугеншон-Жалга.

Время прохождения от границы до границы леса: 1,5 – 2,5 ч.

Специальное снаряжение: веревка основная – 1 шт. Лавинное снаряжение.

Кутежан-Дабан – неверное звучание Хугеншон-Дабан, одноименный с р. Хугеншон-Жалга.

Перевал Кутежан-Дабан виден с самой долины р. Хойгеншок-Жалга: косой, четко выраженный кулуар в правой части гребня. От границы леса (кедрачи) подъем вдоль ручья под перевал по крутому каменистому распадку, заросшему кустарником, занимает 30 минут. Налево отсюда – подъем на пер. Жарок (осыпь с выходами скал, наверху жандарм), направо – наш перевал. Это четко выраженная овальная седловина, подъем по средней до крупной осыпи (около 250 м, 35-40гр, 30 мин).

Седло перевала широкое, травянисто-осыпное, тур в центре. Хорошая панорама в сторону р. Китой.

Спуск по широкому травянисто-осыпному склону с обходом отдельных скальных выходов (около 300-350 м, 30-35гр, 30 мин), выводит около 1 км выше границы леса (кедрачи). Ниже по течению – база геологов (40 минут).

Со стороны р. Ара-Хушан-Жалга перевал выглядит неоднозначно: неглубокое понижение гребня в левом (орографическом) хребте долины.

Зимний подъем на перевал – на лыжах короткими крутыми серпантинами, занимает от границы леса 1 час 20 минут. Потенциально лавиноопасен в условиях большого снега. Спуск в сторону Ара-Хушан-Жалга лавиноопасен: широкий заснеженный склон без выраженного микрорельефа, прохождение возможно при малом снеге. В снежные годы следует траверсом скального гребня уходить влево около 100 м до скального уступа высотой 3-4 м, а оттуда вдоль слабо выраженного скально-осыпного ребра вниз. Возможно потребуется применение 20-25 м перил. Общая линия движения – влево вниз, несколько мелких кулуаров пересекать по одному. Этот вариант спуска выводит ниже границы леса, до нее от перевала 1 час 10 минут. Спуск без лыж.

Описание предоставлено Л.Е. Стрелюком.

Описание данного объекта можно найти в текстах: