Природа Байкала | перевал Эльгер

Кодар
перевал Эльгер
Район:
Категория трудности: н/к, зимой: н/к

Высота: 914 м

Направление: север - юг
Соединяет долины рек:
Эльгер, Правая Сыгыкта.

История и дата первопрохождения: Перевал Эльгер нанесен на схеме-хребтовке В.Ляпина в приложении 1550-104 (Река Апсат) под №1, Эльгерский. Описания перевала не было, и, казалось бы, не требуется, т.к. он некатегорийный. Но мы решили сделать описание этого перевала, потому что он имеет некоторые особенности прохождения. Паспорт перевала Эльгер, н/к, составлен М.М.Красноштановой в августе 2006 г.

Специальное снаряжение: Не требуется

Перевал представляет собой обширное болотистое плато с множеством больших озер. Трудно понять – какое озеро является истоком Эльгера, а какое – истоком правого притока Правой Сыгыкты, потому что вода в озёрах стоит, а в некоторых – слабое течение в разных направлениях. Скорее, это не перевал, а урочище, ширина верхней части водораздела – около 5 км, ширина между склонами – 1-2км. Седловина не выражена. Собственно, это не перевал, а приподнятое плато, проход из одной долины реки в другую. Тропы отсутствуют (есть очень старые, давно заросшие, теряющиеся в стланике и курумниках). Звериные и охотничьи тропы, встречаются редко, фрагментарно.

Идти сквозь урочище лучше прямо по воде (вдоль берегов озёр и по реке Эльгер, т.к. берега озёр, ручьёв и рек густо заросли карликовой берёзой и стлаником). В этом и заключается особенность прохождения перевала. Глубина озёр достигает 0,3-1м, идти по ним приходится долго, вода – не очень тёплая. (В августе 2006 – мы шли после солнечных дней, вода прогрелась, но может быть и по-другому. Стланик вдоль берегов – практически не проходимый. Пытались выйти выше, на склон, и идти по курумнику, но склоны - это лабиринты, состоящие из каменных завалов, стланика и ручьёв. Логичнее всего, как оказалось, идти просто бродом, по озёрам (глубина местами достигает по пояс).

В 500м от двух правых притоков реки Эльгер – мы прошли по слабой тропе по орографически правому берегу реки Эльгер до озёр. На озерах тропа теряется совсем, из чего мы сделали вывод, что звери ходят сюда только со стороны Эльгера. Наиболее целесообразно движение прямо по воде озёр левым по ходу бортом долины.

Перевал при холодной погоде, в межсезонье, или после обильных дождей – практически не проходим, несмотря на то, что его категория – н\к. Является серьёзным протяжённым препятствием! И самое важное: отмеченная на генштабовских картах и на схеме В.Ляпина вьючная тропа через перевал – ОТСУТСТВУЕТ! По словам эвенков, кочующих от Апсата к озеру Ничатке, здесь уже много лет никто не ходил. (Основная тропа эвенков в последние годы – по Апсату и Бургаю).

Несмотря на это, перевал Эльгер – живописное урочище со множеством зверей и рыбы.

Зимой прохождение перевала Эльгер не представляет сложности, и более целесообразно, чем летом (по льду озёр и рек). Лавинная опасность отсутствует.