Природа Байкала | перевал Ля Контес

Соединяет долины рек:
Зун-Гол, Эхе-Гер.

Время прохождения от границы до границы леса: 7-8 часов

История и дата первопрохождения: совершено 6 ноября 1982г. группой пешеходников (руководитель Стрелюк Л.Е.) в день рождения Л. Мухиной по прозвищу Графиня (по-французски La comtesse).

Специальное снаряжение: веревка основная и вспомогательная - по 1, расходные петли - 2-3; каски, личное страховочное снаряжение.

Сложность перевала 1Б соответствует указанной в официальном Перечне классифицированных перевалов среднегорья ФСТР.

От границы леса на р. Эхе-Гер (лиственница) подход по тропе правым берегом. Через 1 ч 10 мин. тропа переходит на левый берег и уходит к перевалу Шумакский. Продолжить движение вдоль ручья по болотинам и осыпям. Перевал не виден. Он находится за отрогом справа по ходу напротив пер. Гранатовый. Еще через 50-60 мин справа открывается вид в боковой цирк, в глубине которого глубокая овальная осыпная седловина пер. Ля Контес.

Подъем на него по верху срединного моренного вала с постепенным набором высоты; крутизна 20-25°. На последних 50-60 м увеличивается до 35-40°. Время подъема от поворота долины около 1 ч.

Седло перевала осыпное, гребень широкий, тур справа под склоном. С перевала в профиль виден перевал Зунгольский, а сзади - седловина Гранатового.

Спуск начинается левее тура на 10 м. На протяжении 60-70 м крутизна достигает 50-55°. Высокая камнеопасность! Ниже крутизна уменьшается до 40-45°, около 100 м. Далее подперевальные осыпи (200-250 м, до 30-35°). Обычно на спуске навешивают 1-2 веревки. Крепление за выступы скал. Линия спуска неоднозначна. Слабовыраженные кулуары и контрфорсики между ними представляют определенный выбор. Время спуска 1,5-2 ч.

Из-под перевала перейти ручей - и верхом правого берега до границы леса (около 1 ч). Значительный сброс высоты.

Со стороны реки Зун-Гол перевал выглядит однозначно, но с подходов не виден. Проходить его логично в связке с перевалом Зунгольским.

Зимой подход под перевал частично на лыжах, частично пешком. По долине Эхе-Гера снега мало, а камней много. Подходы и подъем занимают около 4 ч. В сторону реки Зун-Гола возможен карниз.

На спуске перила; придерживаемся скал слева. Подперевальные осыпи потенциально лавиноопасны.

До границы леса по руслу реки около 30 мин.

Описание предоставлено Л.Е. Стрелюком.

Со стороны р. Эхе-Гер к перевалу подходим по Великой Народной тропе. В месте её поворота к цирку Шумакского продолжаем движение прямо вдоль реки в направлении пер. Гранатовый 1А. Через 1 час напротив перевала Гранатового справа по ходу открывается цирк перевала Ля-Контес с его глубокой и однозначной седловиной.

Преодолеваем простой брод через неокрепший здесь Эхе-Гер и вначале по зелёнке, затем по руслу перевального ручья, курумам и травянистым осыпям поднимаемся наверх предпочтительно правым бортом. Возможно движение по верху моренного вала. Крутизна плавно возрастает от 20 до 25-30 градусов; на последних 100 м до 35 градусов. Время подъёма от переправы – 1-2 часа.

Седловина широкая, травянисто-осыпная. Возможна установка палаток. Тур правее седловины (по ходу).

На стороне Зун-Гола с седловины видим перевал Зун-Гольский 1А; на стороне Эхе-Гера перевал Гранатовый 1А.

Верхняя часть спуска в Зун-Гол представляет собой разрушенные камнеопасные скалы крутизной до 55, местами 60 градусов, перемежающиеся с фрагментами зелёнки. Склон неоднозначен и предоставляет выбор места для спуска (кулуары, контрфорсы, скальные выходы, осыпи). Через 30-40 м крутизна уменьшается до 50-45 градусов с сохранением камнеопасности, ещё через 150 м начинается осыпь (250 м 35 градусов), ниже выводящая к небольшому пересыхающему озеру-луже на дне цирка. Отсюда до границы леса час хода.

После притока с пер. Надежда правым бортом долины появляется тропа (слабая и местами теряется), идущая высоко от русла мимо устьевого водопада Левого Зун-Гола и затем поднимающаяся по левому борту Правого Зун-Гола к переправе напротив стоянки Геологов на ГЗЛ Правого Зун-Гола.

Описание составлено Константином Сухановым

Описание данного объекта можно найти в текстах:

К сожалению, пока нет ни одной фотографии.