Природа Байкала | перевал Лисий Хвост

Высота: 2800 м

Направление: северо-восток - юго-запад
Соединяет долины рек:
правые притоки реки Левый Шумак.

Время прохождения от границы до границы леса: 5-6 часов

История и дата первопрохождения: перевал был впервые разведан (оценён как 1А) и назван 13 августа 1998 года секцией горного туризма ИГУ (п/р К. Паламарчука); сквозное прохождение совершено 6 июля 2002 года группой иркутян п/р В. Петухина.

Специальное снаряжение: верёвка основная - 1 шт; альпеншток, каска - каждому.

Сложность перевала 1Б соответствует указанной в официальном Перечне классифицированных перевалов среднегорья ФСТР.

Перевал самостоятельного значения не имеет. Его имеет смысл проходить совместно с перевалом Барун-
Бортойским
(траверсом без потери высоты) для прохождения из низовий Левого Шумака (например, с Шумакских источников) в долину реки Хэр.

С юго-западной стороны перевал находится в висячем цирке, который обрывается водопадом. О путях прохождения этого водопада сведений нет.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------

При движении к источникам «Шумак» перевал часто проходят в связке с перевалом Барун-Бортойским 1А 2845 м.

С Ю-З стороны подъем на перевал Лисий Хвост пологий.

Определяющая сторона – С-В склон. Спуск от тура вправо-вниз по крутой мелкой осыпи до 1-го кулуара со снежником (прямо-вниз – скальные сбросы). В описаниях рекомендуют идти вдоль скал левого борта кулуара, далее ‒ влево через пояс скал, где иногда организуют перильную страховку (до 40°, 30 м). При большом количестве снега идти: вверху кулуара (40 м) ‒ по центру снежника (20-25°); в средней части (10 м) ‒ вдоль правого борта кулуара (до 30°, ширина – 4 м). В конце этого участка перейти влево на скальные полки (на бортах кулуара встречаются старые скальные крючья). Далее прямо-вниз по скальному контрфорсу слева от кулуара (25-35°, 30 м) и вправо ‒ на осыпь. По осыпи ‒ на морены в верховьях правого притока Левого Шумака.

При неблагоприятных метеоусловиях на скалах необходима групповая страховка; Камнеопасно; необходима организация движения, исключающая нахождение участников друг над другом.

Спуск на С-В ‒ в ранние утренние часы, когда склон находится в тени, опасность камнепада минимальная, снежный покров держит.

Описание составлено Анатолием Зуевым

Перевал соединяет правые притоки Левого Шумака. С северной стороны подъем по осыпному конусу в скальную узость, затем направо по косой полке из рыжей сыпухи.

Путь достаточно очевидный, снизу отлично просматривается. Ключевое место — скальная узость (место, откуда растет "хвост"). Здесь в центре стоит скала, которую надо обходить либо слева, либо справа. Путь справа может быть проще, но чем-то он нам не понравился. Мы пошли слева, облезая скалу через верх; при этом нам пришлось делать небольшой, но довольно неприятный траверс по мягким разрушающимся скалам на нужную косую полку.

Спуск с перевала на юг совсем пологий.

Описание составлено Вячеславом Завьяловым

Описание данного объекта можно найти в текстах:

И в фотоотчётах:

И в маршрутах:

Вид со стороны верхнего притока. Видно возможное место ночёвки под перевалом.

Вид со стороны нижнего притока Левого Шумака

Перевал со стороны верхнего притока

Наиболее сложный участок перевала (со стороны нижнего притока Левого Шумака)

Вид с Шумакского перевала

Перевал Лисий Хвост со стороны нижнего притока, вид на ключевое место

Вид со стороны нижнего притока. Перевал и пик Барун-Бортой.

Подъём на перевал со стороны нижнего притока

Перевал Лисий Хвост с Барун-Бортойского перевала

Вид на ключевой участок

Вид в панораме с Шумакского перевала