Природа Байкала | перевал Людмила

Соединяет долины рек:
Барун-Хандагай, Звериная.

Время прохождения от границы до границы леса: 5-7 часов

История и дата первопрохождения: впервые пройден группой иркутян горном походе в июле 1990 г.

Специальное снаряжение: каска, альпеншток - каждому.

Сложность перевала 1Б соответствует указанной в официальном Перечне классифицированных перевалов среднегорья ФСТР.

Назван первопроходцами в честь единственной девушки в группе.

Долина реки Звериная хорошо проходима на всём своём протяжении и не имеет каньонов, прижимов или завалов.

Перевал представляет собой достаточно простой и логичный проход через хребет Тункинские Гольцы. Мало популярен у туристов ввиду скрытности южными отрогами пика Москва и долгих подходов по Барун-Хандагаю.

Со стороны реки Звериная перевал просматривается еще с подходов к границе леса. Это высокий прямой кулуар-распадок в створе долины. Ширина его внизу 60-70 м. Подход под кулуар от границы леса со значительным набором высоты по моренным валам занимает около 1 ч. Протяженность кулуара 600-700 м, крутизна внизу 25-30°, в верхней части до 45°. Значительная ширина кулуара дает широкий выбор путей; предпочтительны участки задернованных крупных осыпей. Продолжительность подъема 1-1,5 часа.

Седловина перевала широкая, травянисто-осыпная; тур слева на возвышении. Панорама в сторону Барун-Хандагая ограничена склонами пика Москва.

Спуск с перевала в сторону Барун-Хандагая - по средне-каменистому склону крутизной 20-30° и протяженностью 100-150 м до дна цирка 10-15 мин. Далее по осыпям и болотинам вдоль ручья. Постепенный ступенеобразный сброс высоты. Необходимо преодолеть ригель и несколько моренных валов. Справа остается кулуар, который иногда принимают за перевал Белоруссия (на самом деле этот перевал совсем в другом месте - значительно западнее). Ниже слева - скальный провал перевала Лазаря 1Б*. До него из-под Людмилы около 40 мин.

Ниже перевала Лазаря долина поворачивает с юго-запада на юг; справа открывается цирк перевала БЕПКАН 1А, ниже слева - перевал Динозавр 1А. До границы леса путь идет вдоль ручья по осыпям и болотинам около 1,5-2 ч. По пути несколько озер.

При прохождении Людмилы с реки Барун-Хандагай следует учитывать "скрытность" перевала с этой стороны и длинные подходы, поэтому ночлег лучше организовывать выше границы леса на озерах под перевалом Динозавр.

Описание предоставлено Л.Е. Стрелюком.

Описание данного объекта можно найти в текстах:

Подъём со стороны Барун-Хандагая

Путь к перевалу со стороны Барун-Хандагая

Начало подъёма к перевалу со стороны Барун-Хандагая

С перевала в сторону Звериной

Ключевое место перевала (со стороны Звериной)

Верхняя часть кулуара со стороны Звериной

Вид со стороны Звериной

Вид со стороны Звериной в начале июля