Природа Байкала | перевал Мотаиха

Высота: 2250 м

Соединяет долины рек:
Бамбукой, Шуринда Правая.

История и дата первопрохождения: первое известное прохождение перевала из долины р. Шуринда к озеру Холодное совершила группа А. И. Кузьминых (Новосибирск, НИИЖТ) 22 августа 1984 года. Они назвали этот перевал «Неожиданный».

Вот как описывает этот момент А. И. Кузьминых:

«Главный вопрос - куда идти - пока оставался открытым. Перед нами горный хребет с крутыми скальными обнажениями без видимых перевалов. Решили организовать разведку. Соктоева Тамара и Слава Фильченков отправились по левому распадку (предположительно в сторону пер. Сибирь - прим. В. Шахновича), а я с Ларисой Сауленко пошли вверх по основной долине. На нашем маршруте долина вскоре оказалась завалена крупными глыбами. Крутизна русла значительно возросла, ручей спрятался под обломочный материал. Скальные стены крутым амфитеатром встали перед нами непроходимым барьером. Пройдя около 4 км под основание скал, справа (по ходу) увидели седло с доступным проходом на перевал. Маршрут подъёма просматривался по крутому кулуару, выстланного в средней части рваными плитами, крутизной 50-60° и длиной ключевого участка около 100 м. Далее кулуар выполаживался и выходил на перемычку. Проход найден! Всё это оказалось так неожиданно, что перевал решили назвать «Неожиданный». Группа Соктоевой на своём маршруте перевала не обнаружила, и наш вариант оказался единственным.»

Современное название перевала дано группой из Екатеринбурга под рук. Сергеева, прошедшей его в марте 1996 года в лыжном походе. Участники того похода рассказывали, что подъём на этот перевал выматывает группу так же, как подъём на известную среди горнолыжников Екатеринбурга гору Мотаиха (расположена вблизи посёлка Исеть, в 30 км от г. Екатеринбурга) - отсюда и название, данное ими перевалу.

Группы, прошедшие этот перевал позже и не знавшие всех этих подробностей, трансформировали его название в «Матайка», что лучше ассоциируется со словом «выматывать» и проще произносится. Сегодня в туристской литературе более принято название «Матайка».

Описание прохождения перевала от А. И. Кузьминых: «От озера в долине р. Шуринда за два с половиной часа подошли к началу перевала, связались и, используя одновременную и попеременную страховку, начали подъём. На одном из участков я вышел вперёд, навесил перильную верёвку, остальные участники поднимались по перилам. Перевальная площадка находится в складке рельефа на высоте 2245 м. Впереди по ходу просматривается скальный цирк с большим снежником и остатками ледника, образованный изгибом главного хребта, а слева поднимаются монолитные башни главной вершины. Следует заметить, что никаких маршрутов на вершину с перевала не просматривается.
На перевале туров и записок не обнаружено. Сооружаем свой тур, оставляем записку и начинаем спуск в сторону озера Холодного с отметкой 1938 м. Название перевала «Неожиданный» не закрепилось. В туристской литературе ближайший перевал (возможно этот) назван «Мотаихой». Спуск пологий, страховка не требуется.»

Описание составлено В. Шахновичем

Описание данного объекта можно найти в фотоотчётах:

Вид с запада, со стороны Шуринды

На перевале Матайка

Вид с седловины на пер. Олень

Муйский Гигант на карте (схеме) 1978 года

Западный цирк перевала Матайка

Южная стена Муйского Гиганта

Спуск к озеру геологов

Озеро геологов на р. Правая Шуринда

Ступень висячих долин над озером геологов