Природа Байкала | перевал Моренный

Направление: восток - запад
Соединяет долины рек:
Бого-Хонголдой, Левый Ара-Ошей.

Время прохождения от границы до границы леса: 3-4 ч., зимой: 5 часов.

История и дата первопрохождения: перевал впервые пройден 7.08.1977 г. группой туристов из г. Казани п/р Г.Н. Житкова.

Специальное снаряжение: летом: альпеншток - каждому; зимой: ледоруб - 1-2, кошки - каждому, лавинное снаряжение.

Сложность перевала 1А (1Б зимой) соответствует указанной в официальном Перечне классифицированных перевалов среднегорья ФСТР.

Цирк перевала Моренный и два ригеля на подступах к нему отлично просматриваются при подходах по Левому Ара-Ошею; сам перевал виден только из цирка.

Приток Левого Ара-Ошея, на котором находится перевал, впадает в реку на ее повороте с запада на юго-запад. Граница леса (кедрачи) проходит по нижнему ригелю, от которого до устья притока 200-300 м. Лес поднимается и наверх, где есть дрова и места для ночлега.

Подъем возможен как по коренному руслу ручья, так и справа по ходу по заросшему кедрачом скальному склону. Далее - движение по левому борту ручья со значительным набором высоты с постепенным прижимом к левому (орографически) склону. Второй ригель, полностью перекрывающий долину, стыкуется с хребтом осыпью, по которой легко можно подняться в верхний цирк (около 100 м, до 25-30°).

Отсюда открывается вид на перевал — широкая овальная осыпная седловина в глубине цирка. Подход под неё по осыпям с набором высоты; от границы леса - 1,5-2 часа.

Подъем на перевал - по осыпному склону (200-250 м, до 30-35°, 30-40 мин); осыпь от средней до мелкой. Лучше придерживаться правой части склона (по ходу). Тур на широкой осыпной седловине, есть хорошие места для палаток.

Спуск по пологому осыпному склону, переходящему в нижней части в каньон распадка. Протяженность до основного русла притока Бого-Хонголдоя 400-500 м, 15-20 минут. Перевал отсюда совершенно не просматривается - он скрыт перегибом склона.

Далее - по притоку вдоль русла ручья с постепенным сбросом высоты. На повороте долины с северо-запада на запад подходит лес (кедрачи); до этого места еще 40 мин.

В зимнее и межсезонное время прохождение перевала Моренный значительно сложнее летнего и оценивается как 1А*. Подъем на первый ригель справа (по ходу) от ледопадов ручья пешком. Подход под второй ригель короткими серпантинами на лыжах. Справа лавиноопасные кулуары!

Подъем на второй ригель летним вариантом не походит, т. к. склон справа по ходу лавиноопасен. Подниматься надо по руслу ручья, который, падая с ригеля, образует ледопад (15-20 м, до 35°). Подъем в кошках или с рубкой ступеней. Возможен обход ледопада по скальной полке над ним. Подход и подъем на второй ригель занимает 1 час. Далее движение по осыпям цирка в направлении перевала - 30-40 минут. Перевальный взлет лавиноопасен. Для его обхода возможен подъем справа по ходу через вершину: около 400 м скально-осыпного склона крутизной до 40-45° с выходом на водораздел с притоком Китоя №14. Далее - траверс гребня в сторону перевала Моренный, двигаться необходимо ниже осевой линии со стороныЛевого Ара-Ошея. Для выхода на седло перевала надо сбросить 80-100 м лишней высоты по простому осыпному гребню. Обход от цирка около 1,5 часов.

Спуск по распадку возможен на лыжах резкими серпантинами, хотя много камней. Потенциальная лавинная опасность справа. После выката на приток Бого-Хонголдоя - движение по руслу, местами лед. Слева - несколько высоких лавиноопасных кулуаров. От перевала до границе леса - 1 час.

Описание предоставлено Л.Е. Стрелюком.

С перевала можно также пройти вверх по гребню на север и спуститься к реке Андольте — т.е. напрямик к Китою, а не через Бого-Хонголдой.

Данному объекту посвящено описание маршрутов:

Вид со стороны Левого Ара-Ошея

Вид на Моренный с перевала Козлиного

Спуск из цирка перевала к Левому Ара-Ошею

Положение перевала в панораме Бого-Хонголдоя

Положение в гребне со стороны Левого Ара-Ошея

Вид со стороны Левого Ара-Ошея (с вершины 3039 в гребне между Архатом и Поисковым)