Природа Байкала | перевал Новогодний

Тункинские Гольцы
перевал Новогодний
Район:
Категория трудности: н/к, зимой: н/к

Высота: 1894 м

Направление: восток - запад
Соединяет долины рек:
Андольте, Жалга.

Время прохождения от границы до границы леса: перевал находится в зоне леса.

История и дата первопрохождения: название дано 6 января 1988 г. группой г. Усть-Илимска (СГТ "Горник", руководитель — Башев С.А.)

Специальное снаряжение: не требуется.

Сложность перевала н\к (зимой н\к) соответствует указанной в официальном Перечне классифицированных перевалов среднегорья ФСТР.

Перевал соединяет два правых притока реки Китой и самостоятельного значения не имеет. Удобен для захода под перевал Дабан-Жалга (Проходной); или при спуске с Дабан-Жалги и дальнейшем заходе вверх по долине Китоя. Используется местными жителями. Через перевал идет конная тропа.

По правому берегу Китоя идет тропа. Заход в долину Андольте неоднозначен. Надо пересечь (если идешь сверху вниз по Китою) ручей, впадающий в Китой чуть выше Андольте; и здесь, среди хвойной тайги и участков болот, найти тропу, которая идет вверх левым берегом Андольте. Тропа заболоченная, раздваивается и петляет. Но выше становится четче и посуше.

Подъем на перевал по первому правому притоку Андольте. Тропа пересекает основное русло выше впадения ручья и сразу, пересекая его, поднимается серпантином на правый склон. Набрав высоту, траверсом выходит на перевал (от Китоя около 1 часа).

Перевал - это заросшее кедрачом понижение хребта. Записку вкладывают в банку, подвешенную к крученому кедровому пню.

Спуск в сторону Жалги по тропе, которая через 5-10 минут начинает траверсировать правый склон (читается отлично) и уходит наверх. На этом участке тропа срезает стрелку ручья с Жалгой и идет верхом. Необходимо преодолеть три отрожка и два выраженных довольно высоких хребтика. Идешь вверх-вниз. На спуске с последнего хребтика к руслу Жалги тропа идет по гари, иногда теряется. От перевала до Жалги около 1,5 часов.

При заходе на Новогодний со стороны перевала Дабан-Жалга тропу надо искать в четвертом левом притоке, который впадает в Жалгу перед резким увеличением падения реки. В месте выхода тропы в долину - тур.

В зимнее время подъем по руслу Андольте - на лыжах или в кошках. Здесь большая наледь. Далее по притоку. В его русле образуется ледовая дорожка, по которой при наличии кошек можно быстро и легко подняться на плато под перевалом. Выход на перевал - серпантином на лыжах (20°, 80-90 м, от Китоя около 1,5 часов).

Спуск на лыжах. Летний вариант траверса сопок слишком трудоемок и лучше идти по реке. Верхняя часть реки проходима хорошо, но в низовьях - каньон, зажатый крутыми склонами и заваленный буреломом. Лучше снять лыжи. Из-под перевала до Жалги - около 1 часа.

Описание предоставлено Л.Е. Стрелюком.

Путь через перевал давно используется местными жителями для удобного прохода из долины реки Ара-Ошей через перевалы Дабан-Жалга и Новогодний к реке Китой в районе устья Саган-Сайра.

Описание данного объекта можно найти в текстах:

Положение перевала со стороны реки Андольте

Вид со стороны Андольте

Тропа с Жалги к перевалу Новогоднему

Вид с Жалги на перевал Новогодний

Вид с перевала Козлиного

Вид с Китоя на гребень перевала

Вид зимой с Китоя

Качество тропы объяснимо хорошей работой местной пешетропной службы