Природа Байкала | перевал Оспа-Дабан

Соединяет долины рек:
Горлык-Гол-Дабан-Жалга, Зун-Оспа.

Время прохождения от границы до границы леса: 4-5-6 часов

Специальное снаряжение: веревка основная – 1 шт. Обвязка, карабины, альпеншток – каждому.

От границы леса (лиственницы) на р. Зун-Оспа подход под перевал вдоль ручья по болотинкам, осыпям. Здесь в последние годы геологи пробили дорогу. Есть несколько заброшенных домов с печками. Налево (по ходу) ручей-кулуар, прорезающий ригель, по нему подъем на пер. Травянистый. Перед озером в цирке перевала – крутой ригель, сложенный рыжими породами, прохождение сложности не представляет. Перевал просматривается от границы леса: склон, переходящий в кулуар в самой левой части гребня. Слева над ним – вершина, сложенная рыжими породами - п. Геологов (3056). Обход озера слева (по ходу) с постепенным набором высоты и выходом полутраверсом осыпей на большую осыпную полку у подножия перевала. Продолжительность подъема от границы леса около 2 часов.

Подъем на перевал по мелкой и средней осыпи (в начале лета – снег), крутизной до 30-35° и протяженностью 250 м. Далее движение по кулуару крутизной до 40-45° и протяженностью 100-120 м, при жестком насте или натечном льду в начале лета возможно движение по скалам вдоль кулуара, крутизна до 45-50°, хорошо расчленены. Продолжительность подъема 40 мин.

Седло перевала – скальный пролом шириной 4-5 м, тур низкий, в центре, неплохая панорама в обе стороны.

Спуск по косому скально-осыпному кулуару крутизной до 40-45° и протяженностью около 150 м. В начале лета на дне снег и натечный лед. В этом случае от начала кулуара по скальной полке уходить направо и вниз по хорошо расчлененным скалам (150-200 м, до 45-50°), ниже скал – осыпь (около 200 м, до 30-35°). Спуск к подножию перевала занимает около 30 минут.

Ниже перевала – ригель из знакомых рыжих пород. Из-под ригеля слева открывается вид на пер. Винницкий (1Б).

Далее движение до границы леса (редкие лиственницы) левым бортом реки с постепенным сбросом высоты, продолжительность около 1 часа, граница леса на стрелке с р. Змеевиковой (змеевик - второе название серпентинита, из которого здесь сложены горы).

Из долины р. Змеевиковой перевал смотрится узким и косым кулуаром (идет влево вверх) в самой правой части гребня под вершиной.

Описание предоставлено Л.Е. Стрелюком.

Категория трудности: 1а

При движении со стороны Зун-Оспы перевал находится в левой п/х, самой дальней части цирка. Здесь есть явно выраженное понижение гребня.
Оставляя по левую руку склон перевала Травянистый, следует подняться по старой тракторной дороге к небольшому озерку. У дальнего края озерка начинается перевальный взлёт. Перепад высот около 400 метров. Подъем идёт по очень широкому осыпному кулуару. Следует держаться ближе к правой части, но не выходить на светлую осыпь – она более подвижна. Также не следует идти слева. Иначе, вверху выйдете к труднопроходимым скалам. Крутизна не превышает 35 градусов.

Со стороны Горлык-Гол-Дабан-Жалги в верхней части сильно разрушенные скалы. Лазанья практически нет. Далее склон изрезан несколькими небольшими осыпными кулуарами. Камни средние и мелкие. Осыпь нестабильна. Крутизна также до 35 градусов. При подъёме с этой стороны следует держаться ближе к левой п/х стороне.

Описание составлено Е. Рензиным

------WebKitFormBoundary7VCEneVQaorPwhHJ
Content-Disposition: form-data; name="fored"

52.120338,101.406646,16

Описание данного объекта можно найти в текстах:

И в маршрутах:

Вид на гребень перевала c вершины 3134,7

Вид со стороны Зун-Оспы

Вид в круговой панораме с пика Оспин-Улан-Сардык
3D-панорама Плоская

Вид со стороны Саган-Сайра

Вид с перевала в сторону Горлык-Гол-Дабан-Жалги

Вид со стороны Зун-Оспы в тумане

Вид на седловину сверху

Самый сложный участок со стороны Горлык-Гол-Дабан-Жалги

Вид со стороны Горлык-Гол-Дабан-Жалги

Вид с юга (с перевала Екарный Бабай)