Природа Байкала | перевал Пионер

Высота: 2461 м

Направление: север - юг
Соединяет долины рек:
ручей Медвежий (на Кодаре), Бюрокан.

Соединяет верховья ручья Медвежий (С) и верховье р.Бирокан (Кодар) – левый приток р. Верхний Сакукан (Ю).

Склон северной стороны – ледник 30-35°, средняя и крупная осыпь.

Склон южной стороны – скальный сброс не менее 200 м, крутизной в разных точках от 75 до 90°, фрагментарно - 100°. Нижняя часть – средняя и крупная осыпь до 40°.

Перепад высот: с северной стороны – 200 м, с южной – 250 м.

Камнеопасен со стороны р.Бирокан (Кодар) в нижней части (от 2-й веревки и ниже)

Прохождение в августе: чистое ходовое время от ГМС до перевала - 3 ч 35 мин.

Время спуска с перевала до озера - 4 часа ЧХВД.

Итого: 7,5 часов ЧХВД.

Спуск с перевала занимает от 2 до 6 часов, в зависимости от длины верёвок, погодных условий, и знания перевала группой.

Подход к перевалу по леднику, тропление, местами выбивание ступеней.

Начало спуска – левее тура на 50 м.

1-я веревка – 60 м, 90°, фрагментарно -100°, «дюльфер» по стене без рюкзаков с верхней страховкой. Станция для всей группы с рюкзаками.

2-я веревка – 50 м, 60°, фрагментарно - 80° в осыпном кулуаре, слева по ходу, вплотную к стене. Станция для 4 человек с рюкзаками.

3-я веревка – 60 м, 80-90° по скале с уступами. Станция для 2-х человек без рюкзаков.

4-я веревка – 50 м, 50-80°, скально-осыпной склон, внизу осыпь.

Прохождение подъема и спуска – в касках.

Описание составлено М. М. Красноштановой

Прохождение со стороны р. Медвежий в первой декаде июля

Время прохождения от ГМС (стрелка ручья Медвежьего и р. Средний Сакукан) до большого озера под пиком БАМ: 6-7 часов.
Специальное снаряжение: верёвка основная 55 м; верёвка вспомогательная 55 м; верёвка расходная 5-7 м; спусковые устройства, обвязки, каски – каждому.
От ГМС вверх по р. Медвежьему поднимаемся по хорошей тропе. Примерно через час слева п/х пропускаем долину ручья, текущего из-под пер. Сюрприз. Через 300-400 метров уходим влево, в цирк следующего ручья, берущего начало в небольшом висячем цирке. Подъем в цирк по средней осыпи. Крутизна до 30°, перепад 100 м. От нужной нам долины цирк отделён простым гребнем. Склон гребня в нижней части задернован, в верхней мелкая осыпь. Крутизна на подъем до 30°, перепад 100 м. С гребня спускаемся к средней части большого озера по задернованному склону. Крутизна 20°-25°, перепад около 50 м. (Возможно, правильнее было бы пройти по долине р. Медвежьего выше и сразу подняться в долину пер. Пионер).

Озеро закрыто льдом, по берегам местами остатки снежников. Выше озера осыпной ригель. Осыпь средняя, перепад 50 м, крутизна до 30°. После ригеля долина выполаживается. Есть удобная поляна для установки нескольких палаток.

Выше поляны почти до самого гребня долина укрыта снегом. Сама она изгибается влево п/х. Местами из-под снега торчит средняя осыпь. Крутизна, в основном, не превышает 15°-20°. На небольшом участке увеличивается до 30°. Время прохождения от поляны до гребня – 1 час.

Гребень ровный, широкий, удобный для траверса.

Известно о двух вариантах прохождения перевала. Западный, более сложный, описан Красноштановой М.М.. Восточный находится в 100-150 м от него. Тур, как ни странно, расположен между этими двумя вариантами.

На юг, почти на всём протяжении, гребень обрывается стеной. В восточной же части вниз уходит осыпной кулуар. Уже издали это место легко определить по желтым скалам. Кроме того, прямо на гребне висит старая спусковая петля.

В наших условиях верхние 20 м легко проходятся без верёвки. Дальше небольшой сброс (45°-50°, 15 м), который при желании обходится и слева, и справа. Мы вешаем перила. Дальше спуск проходит по средней пологой осыпи, прерываясь в одном месте хорошо расчленённой трёхметровой ступенькой, которую все проходят свободным лазаньем. Ниже ступеньки хорошая площадка, где можно собрать группу.

Площадка обрывается вниз почти вертикальными монолитными плитами. Крутизна здесь около 75°-80°, протяженность 50-55 м. Слева п/х плита отходит от стены, образуя камин. В нём темно, сыро, внизу камин забит снегом.

На большой валун, с помощью удавки, вешаем расходную верёвку. На другом её конце, уходящем к краю площадки, вяжем спусковую петлю. Дюльфер проходит чуть в стороне от хорошей щели, которую можно использовать при подъеме по определяющей стороне. В двух местах дюльфер прерывается полками. На верхней, примерно в 15 метрах от начала дюльфера, на балде старая спусковая петля. Здесь может собраться 3-5 чел. Нижняя полка узкая и находится в трех метрах от большой горизонтальной полки, где и заканчивается дюльфер. Отсюда легко уйти влево п/х и спуститься на осыпь. Осыпь в основном средняя, крутизна до 30°, перепад около 200-250 м. В непогоду сверху сюда регулярно сыпет – много свежих обломков.

Описание составлено Е. Рензиным

Описание данного объекта можно найти в текстах:

И в фотоотчётах:

Страница 1 из 2: 1 2Следующая
Южная экспозиция перевала Пионер (вид со стороны Бюрокана)

На перевал Пионер

Горное озеро

На подходах к перевалу Пионер с ручья Медвежьего

Движение по леднику по пути подъёма к перевалу Пионер с ручья Медвежьего

На перевале Пионер

Пик БAM с перевала Пионер

Озеро в районе п. БАМ. Снято с перевала Пионер.

На седловине перевала

Спуск 1-го участника в сторону Бюрокана. 1-я верёвка

Спуск с перевала Пионер. 1-я верёвка

1-я станция на спуске с перевала Пионер

Спуск с перевала Пионер. 2-я верёвка.

Спуск с перевала Пионер. 3-я верёвка. Первый участник

Спуск с перевала Пионер. 3-я верёвка

Вид на перевал Трёх жандармов, г. Обрез, пер. Пионер со склона пика БАМ

Перевал Пионер со склона пика БАМ (верхняя часть осыпи по пути подъёма)