Природа Байкала | перевал Политехников

Направление: северо-восток - юго-запад
Соединяет долины рек:
Правый Шумак, Булык.

Время прохождения от границы до границы леса: 5-5,5 ч., зимой: 7-8 ч.

История и дата первопрохождения: Первопрохождение совершено в 1974 г. группой туристов горной секции Иркутского политехнического института. По названию секции и назван перевал.

От границы леса (кедрачи) на реке Правый Шумак подход левым берегом под высокий ригель (около 300 м, до 40-45°). Нижняя часть - осыпи, наверху - скалы. Прохождение осыпей прямо "в лоб", выход в верхней части налево и вверх. Выше ригеля: болотинки, участки осыпей, озеро; с выходом под второй ригель. Обход его слева по каменистому руслу ручья. Подход под перевал от границы леса около 3 км, занимает около 2 ч.

Перевал Политехников открывается в дальнем левом (по ходу) углу цирка, с долины он скрыт боковыми скалами. Выражен однозначно: широкий глубоко врезанный кулуар с осыпью на дне, зажатый скальными стенами. Протяженность подъема около 250 м, крутизна от 25-30° внизу до 35-40° наверху. При подъеме придерживаться центральной части кулуара. Продолжительность подъема 40-50 м.

Седло перевала широкое, скально-осыпное, возможна установка палаток. Тур - справа на скальной полке. Великолепная панорама в Тункинскую долину.

Спуск по осыпному склону крутизной до 30-35° и протяженностью около 200-250 м. Далее влево-вниз по осыпям (около 200 м, до 30°) вдоль ручья к большому подпрудному озеру. Продолжительность спуска 30-40 мин. Обход озера справа траверсом крупной осыпи. Ниже озера - высокий ригель, спуск с него слева вдоль ручья. Дальнейшее движение до границы леса по широкой заболоченной долине реки Булык с преодолением нескольких моренных валов. До границы леса (редкие кедрачи, кустарник) около 1,5-2 ч. С дровами плохо, однако ниже по течению до выхода Булыка из ущелья нет хороших мест для биваков.

Перевал Политехников из Тункинской долины виден даже с тракта: глубокий V-образный врез под вершиной в левом углу цирка.

Тактически правильно прохождение перевала Политехников планировать со стороны реки Правый Шумак. Подходы с Булыка очень трудоемки и сложны в ориентировании.

Зимой перевал серьезно лавиноопасен, поэтому прохождение "от леса до леса" за день можно планировать только подготовленным группам в условиях небольшого снега. В противном случае лучше с вечера подойти под второй ригель, где есть хорошие места для ночлега.

Лавиноопасны следующие участки:

1. Справа (по ходу) при подходе от границы леса к первому ригелю.

2. Слева (по ходу) при обходе второго ригеля. В условиях повышенной лавинной опасности его лучше обходить справа вдоль русла основного ручья.

3. Сам кулуар на подъеме практически не лавиноопасен, но возможен сход прыгающих лавин небольшого объема со скал. Зимой в кулуаре жесткий наст, возможно, потребуется рубка ступеней.

4. На спуске в сторону реки Булык — карниз, необходимо организовать перильную страховку. Выход траверсом влево под скалами до массивного уступа, крепление перил за скальный выступ.

Временная "зимняя" раскладка: подход под перевал 3-3,5 ч, подъем до 1,5 ч, спуск до озера 1 ч, до границы леса 1,5-2 ч. Применение лыж возможно от границы леса до первого ригеля, между первым и вторым ригелями, на спуске к границы леса на Булыке.

В зимнее и межсезонное время сложность перевала соответствует 1Б категории сложности.

Описание предоставлено Л.Е. Стрелюком.

Описание данного объекта можно найти в текстах:

И в фотоотчётах:

Страница 1 из 2: 1 2Следующая
Вид со стороны Булыка

Вид со стороны Правого Шумака

Вид вместе с Зунбортойским перевалом с Правого Шумака

Вид с перевала Медвежьего

Парабола (вид из цирка Правого Шумака)

Вид с перевала в сторону Булыка

Круговая панорама цирка перевалов Политехников и Зун-Бортойского

Круговая панорама с перевала

В панораме из верховий Булыка

Вид с перевала Шоколадный

Вид с перевала Необходимый

Вид с пика Альбатрос (3231)

Вид в панораме с перевала Необходимого

Вид из Тункинской долины

Вид в круговой панораме с Зунбортойского перевала

Вид в круговой панораме с противоположного борта Правого Шумака

Круговая панорама с перевала

Вид в круговой панораме из-под перевала (со стороны Правого Шумака)