Природа Байкала | перевал Рекорд

Направление: северо-восток - юго-запад
Соединяет долины рек:
Правый Шумак, Елоты-Харагун.

Время прохождения от границы до границы леса: 5 часов.

История и дата первопрохождения: впервые пройден туристами Иркутского завода радиоприёмников в ? году.

Специальное снаряжение: летом: веревка основная - 1, кошки - 1-2 пары, ледорубы - 1-2, обвязка, карабины, альпеншток - каждому; зимой: веревка основная - 1-2, ледорубы - 1-2, крючья скальные - 8-10, молоток скальный - 1-2, лавинное снаряжение, обвязка, карабины, кошки - каждому.

Сложность перевала 1Б* соответствует указанной в официальном Перечне классифицированных перевалов среднегорья ФСТР.

Перевал отлично просматривается с подходов по Правому Шумаку - высокий прямой кулуар прямо в створе долины, зажатый скальными стенками.

От границы леса (кедрачи) подход под перевал сначала по тропе левым берегом; перед высоким ригелем перейти на правый. Отсюда подъем к основанию кулуара по травянисто-осыпному склону (около 300 м, до 30°, 50 минут). Протяженность собственно кулуара около 350 м, уклон внизу 25-30°, наверху до 45-50°; ширина кулуара внизу 40-50 метров, наверху 8-10 метров, по краям высокие скальные стены. Движение по средней осыпи; до середины лета - снег и натечный лед. Наиболее сложно прохождение верхних 30 м: большая крутизна и мелкая щебенка на скалах сильно затрудняют движение; выход на гребень - слева. Возможно, понадобится применение перил. Продолжительность подъема около 1,5 часов.

Седло перевала узкое, скальное; тур в центре.

Спуск по осыпи вдоль скал справа, крутизна наверху до 45-50°; через 40-60 м уменьшается до 30-35°. Общая протяженность спуска - около 250-300 метров, продолжительность 20 минут.

Из-под перевала движение правым берегом по моренным валам и участкам болотин между ними с большим сбросом высоты до границы леса (около 1,5 часов). Со стороны реки Елоты-Харагун перевал смотрится сужающимся кверху осыпным склоном с четко выраженной широкой V-образной седловиной и находится слева (по ходу) над правым притоком реки Елоты-Харагун. Вид на него открывается выше границы леса через 1 км. Долина Елоты-Харагун плохо проходима: завалы, каньон, в нижнем течении водопад. Места для ночлега плохие, на границе леса удобных стоянок также нет.

В условиях плохой погоды сложность перевала возрастает до 2А. Например, после сильного снегопада и последующих заморозков в августе 1984 года группе из Барнаула при подъеме на Рекорд пришлось навесить 6 веревок по 60 м; т.е. практически весь кулуар был пройден с непрерывной нижней крючьевой страховкой - был натечный лёд..

Зимой перевал сильно лавиноопасен, т.к. на дне кулуара образуется мощная снежная доска. Подъем возможен при наличии только что сошедшей лавины. В противном случае подъем необходимо проводить с постоянной перильной страховкой вдоль скал справа (по ходу). Сбор группы за скальными выступами. Необходимо учитывать, что в кулуар выходят боковые кулуарчики, откуда также возможны сходы лотковых прыгающих лавин.

Спуск - с перильной страховкой справа под прикрытием скал. Возможный карниз в сторону Елоты-Харагуна надо срубить.

В зимнее и межсезонное время необходим максимально ранний выход на перевал. На прохождение его при этом надо планировать весь световой день.

В снежные года от прохождения перевала Рекорд лучше отказаться, так как вероятность попадания в лавину слишком велика.

Описание предоставлено Л.Е. Стрелюком.

Описание данного объекта можно найти в текстах:

И в фотоотчётах:

И в маршрутах:

К сожалению, пока нет ни одной фотографии.