Природа Байкала | перевал София

Высота: 2910 м

Соединяет долины рек:
Хохюр, Хурай-Хайр.

История и дата первопрохождения: впервые пройден 14 августа 2004 г. иркутскими туристами В. Петухиным, О. и С. Зубковыми.

Описание прохождения с Хохюра на Хурай-Хайр:

Со стороны р. Хохюр перевал находится левее вершины 3110. Подъём на перевал по кулуару. Из долины просматривается только нижняя половина кулуара. Далее он поворачивает вправо, приближаясь к вершине.

От подушки над долиной реки Хохюр первые 100 метров подъёма - по мелко-осыпному склону (местами дёрн). Далее (около 50 метров) камни крупные и средней величины, в правой части есть мелкие (более удобны для спуска). Затем кулуар сужается. Около 70 метров участок крупнокаменной осыпи. При этом справа обходится большой скальный палец. Двигаться лучше прижимаясь с левой стороны к скалам.

В самой верхней части (около 50 метров, 35-40°) в кулуаре - крупные камни, лежащие на песке.

Спуск к Хурай-Хайру: первые метров 70 - движение по средне-осыпному склону. Далее - участок (около 20 метров) наклонных скальных плит (25-30°). Движение по трещинам в плитах.

Дальнейший спуск может зависеть от направления движения.

1. При движении вниз по Хурай-Хайру спуск по кулуару слева или справа. Кулуар слева не разведан. Правый кулуар приводит (метров через 150) к крутому участку, с которого возможен переход по зеленке в еще один кулуар справа и спуск донизу.

2. При движении вверх по Хурай-Хайру лучше переходить в кулуар справа и от него переваливать через небольшой гребешок еще правее. Далее находить кулуар для спуска.

Со стороны реки Хурай-Хайр перевал просматривается плохо. Ориентир - вершина 3110. Подъём неоднозначен - по одному из кулуаров, спускающихся к части долины над ригелем. Далее - переход на гребень справа от вершины.

Из-за протяженности со стороны Хурай-Хайра перевал довольно тяжел в прохождении (особенно зимой), хоть и не очень сложен в техническом плане. Однако более легких вариантов перехода из долины Хохюра на Хурай-Хайр, по-видимому, нет.

Описание составлено Вячеславом Петухиным

Описание прохождения с Хурай-Хайра на Хохюр:

Из долины р. Хурай-Хайр по скально-осыпным гребешкам между кулуарами (25-35°, средняя и крупная неустойчивая осыпь) подъем на З. гребень вершины 3110,0 м (ориентир ‒ скала на гребне, напоминающая медвежью голову). Выше «головы» спуск в цирк кулуара и переход траверсом на его левый борт ниже скал (высота 2800 м). Участок скальных плит (до 35°, 40 м) проходится по полкам и трещинам, свободным лазанием (в сухую погоду). На седловину ‒ в северо-восточном направлении по крутому скально-осыпному склону.

Спуск с перевала на восток ‒ вправо-вниз вдоль скал гребня по осыпному кулуару: в верхней части (до 45°, 50 м) – «живые» камни на мелкой осыпи, в средней ‒ кулуар поворачивает налево и сужается (движение вдоль скал правого борта). Далее по средней и мелкой осыпи в висячую долину, спуск с террасы (скальный сброс 25 м) по травянистым полкам влево-вниз на дно долины р. Хохюр.

Описание составлено Анатолием Зуевым

Описание данного объекта можно найти в текстах: