Природа Байкала | перевал Травянистый

Направление: восток - запад
Соединяет долины рек:
Ильчир, Зун-Оспа.

Время прохождения от границы до границы леса: 3 – 3,5 ч.

Специальное снаряжение: зимой – кошки, веревка.

От озера в верховьях р. Ильчир по разбитой вездеходной дороге по моренным валам за 40-50 минут можно выйти на перевал.

Перевальное плато слегка заболочено. Не спускаясь в распадок справа траверсируем его левый травянисто-осыпной плоский склон. Местами видна тропка, встречаются геофизические пикеты (колышки).

Ниже спуск сужается и становится круче. Слева – крутые скально-травянистые сбросы к Зун-Оспе, справа – каньон ручья с Травянистого. Крутым (до 40-45°) травянистым склоном серпантинами выходим в долину Зун-Оспы (около 50 мин). В нижней части спуска читается тропа. Граница леса проходит у подножья перевала. Чуть ниже находится заброшенная геологическая база.

Выходить в распадок при прохождении Травянистого не стоит, т.к. там есть непроходы: водопадные сливы с глубокими ямами под ними.

Зимой: Граница леса (кедрач) проходит по верху ригеля, однако ночлег можно организовать в старом доме геологов выше леса. Снега в долине мало. Тракторная дорога выше домов уходит налево на пер. Ильчирский, справа (по ходу) остается ригель, выше которого цирк пер. Власова. А прямо по ходу – Травянистый (седловина скрыта моренными валами). Подход под морены на лыжах по плоскотине с замерзшими озерами занимает 30-40 минут.

Подниматься на перевал удобнее по правому травянисто-осыпному склону ручья из-под Травянистого. И далее, не выходя в цирк перевала, траверсировать с набором высоты левый (по ходу), снежно-осыпной склон. Подъем пешком, занимает около 1 часа, крутизна до 30°. Не лавиноопасно.

Седловина перевала – широкое снежно-осыпное плато, тур справа на бугре.

Спуск с перевала пешком по протяженному распадку. На первых 100 м крутизна до 40°, далее положе (25-30°). На дне – наст, участки льда. В нижней части распадка – ледопад (около 15 м, 50-55°). Крепление веревок возможно выше ледопада на 10-15 м на камнях.

Ниже ледопада распадок сужается до 2-3 м, несколько уступов по 1 – 1,5 м. Общая протяженность распадка около 700-800 м, время спуска около 1,5 часов с учетом веревок). Сам распадок не лавиноопасен, но возможен сход боковых лавин с вышележащих склонов.

Из-под перевала на лыжах до границы леса (кедрач) около 10 минут.

Со стороны Зун-Оспы найти Травянистый несложно, это глубокий распадок, зажатый скалами, находящийся в створе долины. При подъеме с этой стороны возможен обход распадка и ледопада в нем по боковым отрогам, т.к. путь подъема отсюда просматривается. При спуске же можно выскочить на сбросы.

Описание предоставлено Л.Е. Стрелюком.

Описание данного объекта можно найти в текстах:

По перевалу. Вид в сторону Ильчира

Вид сверху с гребня к северу от перевала

Плохой вариант спуска с перевала в сторону Зун-Оспы

Вид с перевала в сторону Ильчира

Перевал Травянистый. Вид с севера.

Начало подъема на перевал со стороны Зун-Оспы

Вид с востока (с перевала Ильчирского)