Природа Байкала | перевал Туманный

Направление: северо-восток - юго-запад
Соединяет долины рек:
Крутая, Звериная.

Время прохождения от границы до границы леса: 4-4,5 ч.

История и дата первопрохождения: первопрохождение совершено в 1978 г. горняками ИПИ, руководитель С. Рябых. Перевал был пройден по ошибке вместо перевала Крупенина в тумане. Отсюда и название перевала.

Специальное снаряжение: веревка основная - 1, личное страховочное снаряжение, каска - каждому.

Перевал Туманный самостоятельного значения не имеет. Обычно его проходят в связке с перевалом Соанским, Удачным или Крупенина для обходов каньонов реки Крутая, т.к. проходимость по Звериной гораздо лучше.

Седловина перевала хорошо видна от границы леса (кедрач) на р. Левой Крутой. Это однозначно выраженное глубокое понижение гребня между вершинами в левом цирке левого истока Крутой. Подход под перевальный кулуар около 1 ч с постепенным набором высоты по моренам, придерживаться склона справа (по ходу).

Подъем к правому (по ходу) борту кулуара по осыпям (средне-мелкие, 25-30°, около 200 м). Далее движение по дну кулуара шириной около 100 м, придерживаясь скал справа (100-120 м, до 40°). При наличии на дне кулуара плотного снега или льда возможно движение справа по разрушенным простым скалам с травянистыми полочками. В верхней части кулуара ширина его составляет 6-8 м, движение по разрушенным скалам. Возможно, потребуются перила. Время подъема около 1 ч.

Седловина перевала узкая, около 1 м. Тур справа.

Спуск по травянисто-осыпному склону прямо вниз (около 50 м, 40°). Далее - траверс в обход скал и по травянисто-осыпным полкам и кулуару вниз до морены (до 35-40°, около 1 ч).

От подножия перевала до границы леса (стоянки на правом берегу Звериной) около 1,5 ч. Проходимость хорошая, постепенный сброс высоты.

Со стороны речки Звериной перевал Туманный выражен плохо, его седловина скрыта скалами на склоне.

Описание предоставлено Л.Е. Стрелюком.

Описание данного объекта можно найти в текстах:

Вид со стороны Крутой

Вид на пер. Туманный со стороны Звериной

Вид от границы леса на реке Крутой

Вид со стороны реки Крутой

Вид с перевала Василёк

В панораме с пика Москва

Вид на пер. Туманный из зоны леса на р. Крутой

Кулуар пер. Туманного со стороны реки Крутой

Верхняя часть кулуара со стороны Крутой

Вид на спуск в сторону реки Крутой