Природа Байкала | перевал Тункинский

Направление: северо-восток - юго-запад
Соединяет долины рек:
Барун-Хандагай, Угутэрэ.

Время прохождения от границы до границы леса: 6-8 ч.

История и дата первопрохождения: перевал был пройден впервые иркутскими туристами в ходе экспедиции по классификации перевалов в октябре 1970 г.

Специальное снаряжение: верёвка основная и вспомогательная - по 1. Страховочная система, каска, альпеншток - каждому

Перевал находится в правом цирке реки Барун-Хандагай в гребне между вершинами Добрая и Чарские Зори. Перевал достаточно сложен и высок, может использоваться для того, чтобы попасть в долину реки Угутэрэ, так как тропа по этой реке отсутствует.

Подход под перевал по правому притоку реки Барун-Хандагай, между вершинами Нефтехимиков и Барун. Преодолев морену (50-70 м, 25-30°), попадаем на заболоченную поляну и после взлета (180 м, до 35°) выходим к озеру 200x150 м. Обход озера слева (по ходу) и по заглаженным скалам типа бараньих лбов, участками осыпей и болотин подходим под перевал, от границы леса 2-3 часа.

Перевал выражен однозначно - на гребне несколько понижений с кулуарами на склоне. Классической считается самая правая, расположенная правее характерного жандарма на гребне, напоминающего "ферзя". Приводим описание этого пути.

Подход под перевал по осыпи (300-400 м, до 30°). Далее возможно использовать один из двух вариантов.

1. От основания кулуара выйти на контрфорс слева (по ходу) протяженностью около 400 м и крутизной от 25-30 до 50°. По мере подъема крутизна скал возрастает, появляются участки, где необходима попеременная страховка.

2. Движение в нижней части по кулуару (мелкая дресва, дерн) с коротким обходами по скально-травянистым уступам справа и слева. Далее - в кулуаре скальная ступень, до середины лета здесь возможен натечный лед. Обход возможен справа (по ходу) по длинной зеленой полочке, уводящей сначала вправо-вверх, а потом влево-вверх. Протяженность обхода 100-130 м, крутизна до 40-45°. Сложности он не представляет, но потенциально опасен из-за вылета со скальных сбросов. Верхняя часть кулуара, куда выводит полочка - крутой скально-осыпной склон (около 40 м, до 70°, сильно камнеопасно!). Здесь необходимы перила, крепление за выступы. Время подъема 1,5-2 ч.

Седло перевала узкое, скальное, тур справа на уступе. Сбор группы возможен на хороших полках со стороны Угутэрэ.

Спуск к Угутэрэ непосредственно вниз выводит на скальные сбросы. Необходимо уходить влево-вниз, выбирая участки наиболее устойчивых осыпей и обход скальные сбросы. Перевалив через ребро на склоне, выходим в осыпной кулуар и по нему идем до дна цирка. Протяженность спуска около 800 м, крутизна на отдельных участках до 45-50°, продолжительность около 1 ч.

Непосредственно под перевалом расположено озеро, обход которого затруднен из-за гигантских глыбовых осыпей по обоим берегам. Ниже озера спуск с морены по осыпям и участкам зеленки вдоль левого берега ручья до слияния с ручьем из правого цирка (перевалы Мойготский, Ангарский), до этого места около 1-1,5 ч.

От слияния ручьев спуск вдоль русла по болотинам и участкам осыпей, до границы леса около 1 часа.

При подходах со стороны Угутэрэ гребень перевала просматривается только с озера, седловина выражена плохо.

Описание предоставлено Л.Е. Стрелюком.

Описание данного объекта можно найти в текстах:

И в фотоотчётах:

И в маршрутах:

ПредыдущаяСтраница 2 из 2: 1 2
Вид со стороны Барун-Хандагая

Вид с Угутэрэ

Вид от озёр в верховьях Барун-Хандагая

Перед подъёмом с Барун-Хандагая

На подъёме с Барун-Хандагая

Верхняя часть подъёма с Барун-Хандагая

Ключевое место подъёма с Барун-Хандагая

Вид с реки Угутэрэ

Вид с перевала в сторону Угутэрэ