Природа Байкала | перевал Угутэрэ

Высота: 2870 м

Соединяет долины рек:
Барун-Хандагай, Угутэрэ.

История и дата первопрохождения: впервые разведан иркутским туристом Р. Агибаловым в августе 1997, полностью пройден 12 августа 2004 г. иркутскими туристами В. Петухиным, О. и С. Зубковыми.

Описание прохождения с Барун-Хандагая на Угутэрэ:

Подъём с Барун-Хандагая по кулуару слева от п. Чарские Зори. В нижней части - кулуар широкий, в нем - крупная осыпь. Подъём рациональнее проводить по ней. (Спуск на этом участке более удобен правее - там мелкая сыпуха.)

Далее кулуар зажимают склоны и идет участок скал около 50 метров. По скалам - лёгкое лазанье справа. (Слева - узкий угол. Там более сложное лазанье и очень камнеопасно.) Местами желательна страховка (особенно при прохождении этого участка на спуск).

В самой верхней части - снова осыпь.

Кулуар выводит на гребень между двумя притоками Барун-Хандагая. Переход влево около 100 метров и спуск на Угутэрэ. Гребень в этом месте широкий. Сплошные каменные россыпи (крупные камни), но есть место под палатку.

Спуск - сначала по осыпному склону (около 80 метров), по гребню (неявно выраженному) -
около 30 метров, потом возможен уход вправо в осыпной кулуар, либо продолжение движения по гребню.

Кулуар в верхней части - извилистый. Сложен белыми породами. В верхней части есть несколько участков небольших сбросов.

Описание составлено Вячеславом Петухиным

Описание прохождения с Угутэрэ на Барун-Хандагай:

Из долины р. Угутэрэ от подножия кулуара (отметка 2281,0 м), ведущего на пер. Угутэрэ, подъем по крутому осыпному кулуару, сложенному белыми породами (крупная неустойчивая осыпь). Кулуар вверху извилистый (до 45-50°), перед выходом на гребень ‒ участки небольших скальных сбросов. В нижней и средней части идти по центру кулуара, выше – слева по ходу, по неявно выраженному контрфорсу (30 м). На высоте 2850 м ‒ широкое (до 100 м) плато южного отрога ГВХ (крупные камни, в расщелинах – лед). Пересечение плато на восток ‒ в направлении пика Чарские Зори (2920 м). Тур ‒ на восточной стороне плато, где от отрога отходит боковой гребень, разделяющий правые притоки р. Барун-Хандагай, с вершинами Чарские Зори (2920), Монах (2850) и Нефтехимиков (2850). Спуск от тура прямо-вниз по узкому крутому кулуару опасен падением камней (!) Рекомендуем начинать спуск с плато в 50 м южнее тура – в районе отметки высоты 2890,2 м. Общее направление спуска – на юго-восток: сначала влево-вниз по крутой средней осыпи (50 м) до скал бокового гребня, затем вправо-вниз по скально-осыпному кулуару (30 м). Ниже кулуар сужается, идет скальный участок (50 м).

На сайте «Природа Байкала» описывают прохождение его по скалам слева (лёгкое лазанье, желательна страховка), т. к. справа – узкий угол (более сложное лазанье, камнепадоопасно). Однако осмотр снежников, расположенных ниже скал, убеждает в обратном: в левой части кулуара снежники сплошь «усеяны» обломочным материалом со стены пика Чарские Зори, на наклонных плитах много неустойчивых камней; в правой части снежник (не отмеченный в описании), находится в тени, защищен отвесной скальной стеной и чист от камней.

Рекомендуем идти справа, вдоль стены: через скальный кулуар ‒ узкий угол (до 60°, 10 м) на снежник (35-30°, 30 м), ниже стены перейти вправо на осыпь. Петлю для крепления перильной веревки (45 м) можно обвязать вокруг большого камня, лежащего перед началом скального кулуара (спуск по вертикальным перилам с использованием тормозных устройств). В нижней широкой части кулуара ‒ спуск по снежникам и средней осыпи на травянистые площадки.

Описание составлено Анатолием Зуевым

Данному объекту посвящено описание маршрутов:

Вид со стороны реки Угутэрэ

Подъём на перевал со стороны Угутэрэ

На перевале. Панорама

Вид в панораме с Мойготского перевала

Вид из цирка Купола

Вид со стороны Барун-Хандагая

Наиболее сложное место со стороны Барун-Хандагая

Вид с перевала Мойготского

С перевала Шоколадного

Вид со стороны Барун-Хандагая

Со стороны Барун-Хандагая (с пика Купол)