Природа Байкала | перевал НИИЖТ

Направление: восток - запад
Соединяет долины рек:
Бамбукой, Шуринда Правая.

История и дата первопрохождения: 13 августа 1986 г., группа НИИЖТ под рук. А. И. Кузьминых.

А. И. Кузьминых пишет: «Ночлег у озера к западу от перевала. Выходим в 7-30, чтобы доказать, что 13 августа может быть счастливым. Солнце освещает вершины хребтов, а начало нашего пути лежит в тени крутого скального гребня. Идём вверх по распадку в северном направлении. Через час выходим к двум заметным распадочкам, ведущим на перевалы. Правый идёт на восток, прямо на гребень, левый - на северо-восток, как оказалось позже, к перевалу «Сибиряк». Мы пошли правым распадком, надеясь, что на спуске перепад высот будет меньше. Осыпь сменяется скальными уступами и желобами. Скалы средней трудности. Связываемся и продолжаем движение с попеременной страховкой через уступы. Скалы монолитные, сухие, хорошо держат на трении. Маршрут чем-то напоминает подъём на Красноярский столб «Такмак». Перед выходом на перевал идём по крутому скальному жёлобу длиной 30 метров. На поверхности монолита много «живых» камней.

В 11-45 выходим на перемычку между жандармами. Мы на перевале. Ярко светит солнце. Прямо по курсу за распадком возвышаются монолитные стены вершины 3067. Складываем тур, пишем записку. Перевал назвали «НИИЖТ» в честь нашего института.

Снизу за перевалом послышались крики. Это Б. Ильин с группой взаимодействия поднялись по р. Бамбукой под перевал. Они предупреждают, что на спуске стена, но мы это и сами видим. Вчерашнее лазание по гребню не прошло даром. Ребята работают уверенно, быстро и надежно страхуются. Навешиваем верёвку и первый дюльфер, я ухожу вниз на 30 метров до характерной полки.

Далее со страховкой спускаемся по крутому скальному жёлобу 40 метров и выходим на достаточно просторную площадку. Забиваю крючья и провешиваю вторую верёвку, длиной 40 метров. Ещё 70 метров спускаемся по глыбам с попеременной страховкой - и вот встреча с товарищами. Спуск с перевала занял 3 часа.

По долине спускаемся к первому озеру, расположенному на отметке 2082 метра. Озеро огибаем справа по крупным глыбам и выходим к монолитному ригелю, с которого низвергается озёрная вода по гладкому монолитному жёлобу мощным прозрачным потоком. Очень красивое зрелище. Продолжаем спуск до развилки с левым притоком реки Бамбукой и останавливаемся на ночлег.»