Природа Байкала | перевал Надозёрный Западный

Высота: 2460 м

Направление: восток - запад
Соединяет долины рек:
Даялык, Дабан-Жалга (левый приток Онота).

Специальное снаряжение: зимой – кошки.

Перевал находится в висячем цирке второго правого притока р. Даялык. При впадении в Даялык притоки практически сливаются.

Седловина перевала хорошо видна от границы леса (кедрач), которая проходит выше устьевого ригеля. Это выраженная овальная осыпная седловина. Подход правым берегом вокруг озера. И далее по морене напрямик к подножью перевала, около 30 минут. При этом справа над озером остается глубокое понижение с кулуаром на склоне уровня 1Б, ведущее на Онот (п/п - ?). А левее Надозерного за вершиной в самой глубине цирка интересная седловина, выходящая на Ехе-Бутугол.

Широкий осыпной склон с выходами скал в верхней части дает широкий выбор пути (около 450-500 м, до 35-40°, в верхней части около 1 часа).

В сторону Онота на первых 150-200 м перевальное плато спускается плавно. А далее следует крутой склон, уходящий вправо вниз (100 м, 35°), сложенный средней осыпью. Внизу небольшой цирк и еще один сброс тех же параметров, выводящий к маленькому озеру (от седловины 15-20 минут). Немного выше озера слева в хребте пологая осыпная седловина перевала Бастион (1А, обозначенная ранее категория 2А не соответствует действительности).

Ниже озера высокий ригель, обойти который удобно справа по осыпям. Большое озеро и под ним еще один ригель. Далее долина поворачивает направо и выполаживается. До границы леса от маленького озера 1 – 1,5 часа. Кедрач.

При подходах со стороны р. Дабан-Жалга перевал находится в самых верховьях распадка и становится виден только из-под большого озера.

Зимой при прохождении Надозерного определенную сложность представляет подъем из долины Даялыка на устьевой ригель. Пройти удобно по ледопадам ручья, но нужны кошки.

Подход под перевал от границы леса (30 минут) и подъем до середины склона возможен на лыжах (нужны оплетки), далее пешком. Склон практически не лавиноопасен. Время подъема 1 – 1,5 часа.

Спуск с перевала до маленького озера пешком, не лавиноопасен. Далее можно ехать на лыжах, но спуски с ригелей требуют определенной техники. До границы леса около 1,5 часа.

Описание предоставлено Л.Е. Стрелюком.

Описание данного объекта можно найти в фотоотчётах:

Вид в круговой панораме с вершины 2622
3D-панорама Плоская

Вид в круговой панораме с пика Песня