Природа Байкала | перевал Золото

Направление: северо-запад - юго-восток
Соединяет долины рек:
Нарин-Гол, ручей Золотой.

Специальное снаряжение: веревка основная - 2 конца, вспомогательная - 1 конец; крючья скальные - 8-10 шт, молоток 1-2 шт.; страховочная система, каска, альпеншток - каждому

Перевал самостоятельного значения не имеет, однако может служить технически сложным проходом для короткого выхода в верховья реки Нарин-Гол.

Ручей Золотой зажат каньонами, поэтому выходить в цирки лучше по тропе, которая начинается от крайних изб после 2-ой нитки минеральных источников Шумака. Тропа траверсом склона набирает высоту и только около границы леса (кедрачи), начинает петлять с берега на берег. На границе леса водопад, обход его справа (по ходу). В цирке расположено два озера, между ними около 1 ч. хода. Движение вдоль ручья и по его руслу, проходимость хорошая.

Перевал открывается не доходя верхнего озера - это однозначно выраженное глубокое понижение между вершинами со скально стеной на склоне. Подъем удобнее начинать справа. Сначала движение вправо-вверх по осыпи (около 100 м, до 30-35°) до первой большой травянистой полки, уводящей влево-вверх. Через 80-100 м траверса над скальными сбросами возможны два варианта дальнейшего пути:

а) прямо вверх (60-70 м, 70-80°) по стене с мелкими полками, заросшими травой;

б) продолжить траверс влево с набором высоты (около 150 м) и далее по разрушенным скалам и травянистым полкам выйти на гребень левее жандарма (50-60 м, 50-60°).

Оба варианта требуют применения специального снаряжения, однако второй, хотя и длиннее, но проще. Стена камнеопасна. Зеленые, внешне надежные полочки, провоцируют на бесперильное прохождение перевала.

Гребень перевала скальный, однако возможен траверс. Тур сложен в правой его части под склоном.
Подъем со стороны Нарин-Гола проходит по скально осыпному склону протяженностью около 200 м и крутизной до 45°, 50 мин. В верхней части выход вправо по осыпям на гребень. На гребне - крупные обломки скал. Спуск от тура около 30 м по крупной осыпи. Далее 40 м (75°) по плитам до широкой травянистой полки. Еще 40 м той же крутизны до полочки (не более 3-х человек) + 40 м до широкой полки, от которой влево 50 м до травянисто-осыпного склона в 30-35°. На плитах мало трещин, идущих под швеллеры и френды. Время спуска в сторону Золотого около 1,5 ч.

Описание данного объекта можно найти в текстах:

И в маршрутах:

Вид со стороны ручья Золотого

Вид со стороны Нарин-Гола

Вид с подходов со стороны Нарин-Гола

Вид с перевала Обзорного

Вид с пика Пильмана

Гребень в месте перевала со стороны ручья Золотого крупным планом

Вид в круговой панораме с перевала Обзорного
3D-панорама Плоская

Вид с перевала Обзорный

Вид с пика Пильмана

Вид со стороны Нарин-Гола

Вид с востока (с вершины 2830 м)