| - Маршрут:
- Тальяны (Усольский р-н) - по лесным дорогам через перевал - Торы (Тункинская долина)
Велосипедный маршрут по лесным и горным дорогам от пос. Тальяны - (Усольский р-н) до пос. Торы (Тункинская долина) через хребет. Максимальная высота на перевале - 1645 м. Маршрут один из самых сложных в нашем регионе, прежде всего из-за большого набора высоты. Проезжается как правило в двухдневном варианте, но хорошо подготовленные велосипедисты ездят и за 1 день, налегке.
Выбор направления, общая стратегия прохождения. Маршрут ездят в обоих направлениях, но по ряду причин приятнее и удобнее ехать именно Тальяны - Торы. Во-первых - логистика. Несложно договориться с автозаброской до Тальян и ни от кого не зависеть на выезде, то есть добираться до Култука на вечернюю электричку. Альтернатива - на финише пилить своим ходом из Тальян по очень пыльной гравийке. Во-вторых подъемы от Тальян проезжаются легче, они положе, чем подъем из Тункинской долины в обратном направлении. Спуск же в Тунку по серпантину - это вообще изюминка маршрута, если вы его превратите в подъем, потеряете все!!! И это не компенсируется затяжным, но относительно пологим спуском в Тальяны. И наконец, замечательный промежуточный бонус на выкате в Тунку - купание в Иркуте перед Далахаем! Далее - асфальт. В Тальянах тоже есть отличная река, но потом вас ждет пыль, пауты, затяжные подъемы... Короче - Тальяны-Торы!!!
Время года. Для большинства вело-туристов желательно иметь два сухих и длинных светлых дня. Конец июня - начало июля, без предварительных затяжных дождей. Август тоже имеет право на жизнь, но если сухо.
Снаряжение. Самое главное, на мой взгляд - минимальный вес. Так что оптимизируем все бивачное до предела. Спать вполне можно, скажем вчетвером в двухместке. Или вдвоем в 1-местной. Можно и без спальника, достаточно легкого пледа. Одну легкую газовую горелку на всех. Продукты - все легкие. Вес обязательно распределить - велобажник+легкий рюкзак на спину. В общем должно быть не более 6-8 кг на участника.
Итак, заезд в Тальяны вечером в пятницу. Ночевка на берегу Тойсука. Подъем ранний. Лучше сделать отдых днем, в самую жару после обеда, но утром по холодку проехать как можно дольше. Через 3 км после старта от моста через Тойсук - развилка. Основная дорога поворачивает влево и на мост, а нам - правее и в гору. Отсюда начинается первый очень затяжной подъем. Примерно 350 м набор высоты. Многие заезжают не спешиваясь, но если силы заканчиваются, можно и пройтись немного в верхней, более крутой части. Дорога на этом участке очень хорошая, ровная. Затем - выполаживание и продолжаем еще км 10 ехать по отличной дороге. Следующая ступенька совпадает с заметным ухудшением дороги. Она становится каменистая, местами сильно разбита автомобилями, периодически встречаются большие лужи от края до края. Обычная таежная дорога... После того как проедете вторую ступень, набор 350 м на 6 км, лучше хорошо привалиться. Можно сделать отдых часа на 1.5-2. Вода на маршруте есть почти везде. После второй ступени - движение по весьма пересеченной местности по гребню, все время вверх-вниз, камни, лужи, все по-прежнему. Под конец этого длинного участка подъезжаем к большой поляне - старой базе "Нарин-Гол". Здесь рекомендуется тоже передохнуть. Можно прямо в доме спрятаться от палящих лучей, или от дождя, как повезет. Вода на поляне есть, но придется поискать ручей в высокой траве. От этого места начинается третья ступень, самая крутая. Взлет примерно 230 м, со средним уклоном около 10%. Круто и камни - кое-где почти наверняка придется спешиться. Наверху этого крутого подъема после выполаживания будет развилка, внимательнее, пожалуйста. Будет полное ощущение, что вы уже на перевале, но это не так. На развилке нужно повернуть влево и проехать еще около 1 км, плавно набрав около 40 м высоты. Никаких спусков на этом участке нет! Если не дай бог вы повернёте направо, то можете попасть в итоге на Архут и Китой, но очень нескоро!! Скорей всего назавтра-послезавтра. Наконец-то перевал! На мой взгляд, очень желательно его проехать в первый день, так как иначе вы заночуете достаточно далеко от финиша, и назавтра могут быть проблемы с логистикой до электрички. Спуск с перевала достаточно пологий, поначалу по весьма плохой дороге - кое-где кочки, ручей, трава и кусты могут мешать. Лучше все это делать засветло. Едем и выбираем место для ночлега. Раньше мы останавливались в старом полуразрушенном зимовье, но теперь их нет. Окончательно разрушились. Подходящие места начинаются минут через 20 спуска с перевала. Ночуем, отъедаемся-отпиваемся, отдыхаем. Утром нужно проехать по пологому участку совсем немного до охот-базы на Шара-Жалге. Проезжаем мимо серьезной элитной базы, приветливо здороваемся с охраной, пролазим через металлические заграждения у реки. Отсюда начинается последний приличный подъем, примерно 150 м набора, но уже по довольно хорошей дороге. Вылезаем на пологий пупырь, там воды может и не быть, поэтому лучше предварительно набрать по пол-литра в реке у базы. И вот отсюда начинается нечто невероятное! Примерно 10-километровый спуск с серпантином, сброс около 700 м !!! Для этого нужны конечно надежные тормоза, тренированные руки и крепкие нервы! Если вам такое сильно не нравится, то может и не стоит вообще себя мучить всеми этими тягунами-подъемами. Через 10 км выкатываемся на приятную ровную грунтовку, луга-перелески, и наконец - Иркут. Все это быстро и приятно. Привал, обед, мойка себя и велов. Замечательный пляж, вполне вероятно - очень теплая вода, и почти наверняка - коровы. От пляжа до асфальта - всего км 3 по грунтовкам. Асфальт начинается в Далахае. Далее - обновленный мост через Иркут и мы в Торах выезжаем на трассу Култук-Аршан-Монды. От Тор можно проехать до кафе в деревне Тибельти, это все по абсолютно плоскому рельефу. И от кафе до Култука остается всего менее 40 км. Расчетное время прибытия - часов 5 вечера в совсем спокойном темпе, с обедом в кафе.
Фотографии с маршрута, пройденного в обратном направлении (в 2012-м году):
Фотоотчёт о прохождении маршрута в 2017-м году
Общая статистика: Расстояние до Тор 83 км, набор/сброс высоты более 2000 м. Минимальная высота в Тальянах, 514 м, максимальная на перевале 1642 м, на финише в Торах - 1008 м. Торы-Култук - это еще примерно 3-часовой бонус, 50 км по отличному асфальту, местами рельеф.Sergey V
|
| | Алексей Мисюркеев | Надо велик покупать! | 14.06.2017, 18:20:48 | | Марина Васильева (Красноштанова) | Интересно, а напрокат можно где-нибудь приобрести велосипеды в Иркутске-Ангарске (в том числе, для детей?) Подскажите, пожалуйста. | 14.06.2017, 19:04:10 | | Sergey V | Гугль выдает с десяток велопрокатов в Иркутске, цены — от 150 руб/час. Но вот есть нечто новое и, судя по всему, очень удобное, правда пока в зачаточном состоянии — https://cafebike.org/about/details
Но для поездки Тальяны-Торы это все не очень подходит )) | 15.06.2017, 13:42:59 | | Сообщения могут оставлять только зарегистрированные пользователи. Для регистрации или входа на сайт (в случае, если Вы уже зарегистрированы) используйте соответствующие пункты меню «Посетители».
|
|