Природа Байкала | Лыжный маршрут Переезд - Иркут - Подкаменная

Лыжный маршрут Переезд - Иркут - Подкаменная
Маршрут:
Переезд - р.Малая Глубокая - р.Большая Глубокая - р.Большая Зазара - р.Иркут - р.Малая Зазара - хр. Комарик - Подкаменная

Когда-то популярный лыжный маршрут, проходящий по долинам рек Малая и Большая Глубокая, Большая Зазара с выходом на р.Иркут. В народе его называют "Анти-Переезд", так как в данном случае мы уезжаем от Байкала, а не к нему.
Схема первой части маршрута от Переезда до Иркута

Начало маршрута - от остановки Переезд, и затем выходим в долину р. Малая Глубокая.
Пересечение ЛЭП по руслу Малой Глубокой
Через 4.3 км от старта лыжня пересекает ЛЭП. Еще через 2 км справа подходит дорога/тропа со стороны пос. Глубокая,
Лыжня по М.Глубокой
а через 7.5 от Переезда лыжня по зимнику выходит к месту слияния Малой и Большой Глубокой.

По просеке вдоль М.Глубокой
С Большой Глубокой частенько приходит снегоходный след в сторону Иркута.
Снегоходный след в месте слияния Малой и Большой Глубокой

Двигаемся по руслу Б.Глубокой до места ее впадения в Большую Зазару (13 км от старта). Еще 2 км и выкатывается к Иркуту прямо в устье Б.Зазары.
200 м до Иркута
Открывшийся пейзаж завораживает!
Выехали на Иркут

Обычно по Иркуту идет снегоходный след и вверх и вниз по течению. Отсюда можно добежать, например, до Шаманки. При этом нужно успеть на последний автобус в 19-00. Расстояние не очень большое, но если весь Иркут переметен снегом, занятие это очень скоро наскучит, и вполне реально не успеть к автобусу.

Однако сегодня у нас другие планы.
Примерно 800 м по Иркуту вниз
Всего 800 м вниз по течению Иркута и поворачиваем направо, к устью Малой Зазары.
Лыжня выходит к устью М.Зазары
Скорей всего далее будет лыжня по лесу. Лес очень густой, и даже старая лыжня очень долго остается вполне комфортной.
Отсюда начинается вторая часть маршрута. Ее теперь называют "Анти-Подкаменная", что бы отличить от очень популярного маршрута из Подкаменной в район Трудного-Огоньков.
Схема второй части маршрута - от Иркута до Подкаменной

Мы начинаем сначала пологий подъем вдоль М.Зазары, но вскоре просека уходит в сторону от реки, и начинается эпический подъем на гребень хребта Комарик. В целом продолжительность подъема 3 км, набор высоты при этом 330 м с максимальным градиентом под 20%! Это вполне в стиле Хамар-Дабанских подъемов из цирка на гребень.

Итак ,через 4 км от устья Малой Зазары лыжня выходит на дорогу по гребню хребта Комарик. Отсюда частенько идет снегоходный след.
Выход на дорогу по хребту Комарик

Далее двигаемся по хребту с небольшим набором высоты и примерно через 5 км пересекаем очередную ЛЭП.
Пересекаем вторую ЛЭП

От ЛЭП 1.5 км приличного подъема и внезапно мы попадаем в цивилизацию - на вершине подъема трассы М-55, в районе 64 км.
Выход на федералку

Практически сразу после пересечения трассы выходим на верхнюю тропу к Фараону. Сначала будет небольшой спуск, а затем заключительный на маршруте небольшой подъем к высшей точке - 968 м, откуда начинается очень приличный спуск. По лесу катимся к ЛЭП, а по ней 1.5 км весьма скоростного спуска. В целом, на этом участке в 2 км сброс высоты около 230 м.
От трассы до станции в Подкаменной всего 7 км и практически все под гору. Если лыжи катят, то без проблем уложиться в 1 час. Но тут могут быть некоторые тонкости. Лыжня может быть убита пешеходами с Фараона. А ЛЭП может быть переметена снегом. От ЛЭП до окраины Подкаменной так же не всегда есть лыжня. Все это нужно учитывать при выборе тактики прохождения маршрута.
В 2018 г. вечерние электрички из Подкаменной проходят в 18-00 и в 19-40. Средний лыжник при благоприятных условиях без проблем успевает на 6-часовую. Но условия случаются очень разные ...
Особенности лыжни. В последние годы энтузиасты-лыжники достаточно регулярно ходят этот маршрут, однако порой лыжню заметает снегом. Кроме того, на значительных участках маршрута может быть снегоходный след. Охотники/рыбаки из Глубокой заезжают в верховья Иркута. Обычно подробная информация о состоянии маршрута есть на Ангара.нет в соответствующих темах, например: Переезд - Иркут - Подкаменная

Профиль маршрута

Огромная благодарность любителям маршрута - Володе Калихман и его товарищам.