Природа Байкала | Поход 4 к/с по Тункинским Гольцам Екатеринбургского ТК. Рук. Самборская Н. В. Август 2003 г.

Тункинские Гольцы
Район:
Маршрут:
Аршан - р. Бугатай - пер. Солнечный - р. Толта - пер. Соанский - р. Крутая - пер. Василек - р. Звериная - р. Билюта - пер. Тринадцати - р. Правый Шумак - р. Шумакгол - пер. Горных Духов - р. Зун-Гол - р. Архат - пер. Крокодил - траверс до пер. Московского - р. Баромгол - пер. Хубуты - р. Хубуты - пос. Нилова Пустынь.
Сроки:
5 августа 2003 - 20 августа 2003
Руководитель:
Самборская Н. В.
Участники:
Самборский В.И., Мустафин А.М., Зайцев Р.М., Замятин Д.А.

Первоначально был заявлен следующий маршрут:

Пос. Аршан - р. Бугатай - пер. Солнечный (1А) - рад. Выход на пер. Горных Туристов (1А) - р. Толта - пер. Иванникова(1Б) - р. Зун-Хандагайка - пер. Крупенина (1Б-2А) - р. Крутая - пер. Василек (1А) - р. Билюта - вверх по р. Билюта - пер. Тринадцати (1Б) - р. Шумак. - р. Шумак-Гол - пер. Горных Духов (1А) - р. Зун-Гол - р. Бурун-Гол - пер. Крокодил (1А) - р. Ара-Ошей - вверх по р. Ара-Ошей - пер. Фрам (1Б) - р. Эхе-Булнай - пос. Нилова Пустынь.

В качестве запасного варианта была запланирована замена пер. Иванникова и пер. Крупенина на пер. СОАН, который можно легко найти даже в тумане. Также при недостатке времени планировалось вместо пер. Фрам и выхода по долине р. Эхе-Булнай пройти траверс пер. Крокодил – верш. 3039 – верш. 3042 – пер. Московский. Возможность прохождения такого траверса мы отметили еще в походе в этом районе в 2001 году.

Аварийные варианты маршрута – выход в Тункинскую долину и затем в пос. Аршан и Нилова Пустынь через ближайшие, наиболее простые перевалы: Аршанский, Бепкан (из долины р. Билюта), Шумакский и Хубуты.

Погода внесла коррективы в наши планы. В начале похода была плохая погода, а затем все хуже и хуже. На восьмой день (когда мы проходили пер. Тринадцати) начался снегопад, который продолжался около трех суток. Снег так и не растаял до конца нашего похода; на высоких перевалах (Горных Духов, Крокодил, Московский) и вершинах глубина снежного покрова была более 1 м. Снегопад усложнил прохождение маршрута и значительно увеличил количество протяженных препятствий. Поэтому маршрут был пройден по запасному варианту.

Евгений РензинПозволю себе не согласиться с вашей оценкой перевала Горных Туристов. Я проходил его в сентябре 2005 г. Тура мы не обнаружили, но с уверенностью в 99% могу заявить — были именно на нем (мой снимок есть на этом сайте). Со стороны Толты подъем идет в узком кулуаре. Примерно в середине подема есть скальная стенка (около 3 метров, наклон примерно 50 градусов). Проходится она довольно легко в обе стороны. Далее, метров через 15-20 еще одна невысокая стенка. Скалы сильно рыхлые — сыпятся непрерывно, держаться не за что. Проходили без рюкзаков (после затягивали на веревке). Спуск без веревки — самоубийство.
Со стороны Эхе-Гола все элементарно. Широкий кулуар с малоподвижной сыпухой. Хоть он и длинней раза в два, но сложности не представляет.
Таким образом, определяющей стороной (1Б) является та, что со стороны Толты.
05.10.2006, 00:13:58 |
Марина Васильева (Красноштанова)Интересно, а теперь Вы, Евгений, спустя 13 лет, такую же оценку дадите?
20.09.2019, 21:12:20 |
Евгений РензинТеперь я уверен, что мы ходили разные варианты этого перевала. Я с друзьями — явно самый сложный. И в оценке этого варианта практически ничего не изменил бы. Разве только про "самоубийство" я тогда слегка преувеличил.
Но я до сих пор помню, как мне тогда было страшно. Во-первых, боялся камнепада. Насмотревшись в детстве "Ну, погоди", я велел всем не шуметь. Мы даже говорили шёпотом. Тем более, что перед самым началом подъёма сверху без всяких видимых причин прилетело несколько небольших камешков (при хорошей погоде).
Во-вторых, на скальную ступень первым вылез Костя Рассадин и из-под него свалился на нас камень, кило так на 5-10. Камень пролетел над головой моего школьного друга Сергея, который больше с тех пор в горы не ходил (не из-за этого, конечно). В третьих, выше скальной ступени Сергей полез не самым лучшим вариантом — по очень крутому задернованному склону. Это чтобы на меня камни не свалить. Улететь оттуда было легче простого! Когда он полез, я был ниже скальной ступени и этого не видел. А как увидел, сердце совсем в пятки ушло.
А вот Косте не было страшно. Он уже тогда был опытней меня, хоть и на 10 лет младше. Да ему вообще никогда не страшно! Я тогда у него отпросился и ушел на седловину (она уже совсем близко была), а он остался один вытягивать мой рюкзак.
20.09.2019, 22:03:53 |
Евгений РензинКстати, это была вторая 1Б в моей жизни. Днём ранее был пер. Иванникова — первая 1Б. При этом в описаловке, кажется, сказано, что Иванникова — спорная 1Б. А мы там на ключе тоже кули на верёвке спускали. И у меня тогда, видимо, сложились представления об 1Б. Иванникова — самый простой из 1Б (он едва ли не проще Красавина), Горных Туристов — стандартная 1Б. Поэтому для меня все осыпные 1Б — недоразумение. Что, в общем, и Методика подтверждает.