Природа Байкала | Маршрут с Трудного до Орлёнка по ОЧЕНЬ большому кругу

Маршрут с Трудного до Орлёнка по ОЧЕНЬ большому кругу
Район:
Маршрут:
Трудный - Ключ Широкий - верховья Большой Половинной - дорога на кордон - Ключ Зырьянский - Орлёнок

Многие иркутяне-любители лыжных маршрутов по Олхинскому плато жалуются, что популярные лыжные маршруты ( с Трудного до Орлёнка и даже с Санатороного) коротковаты. Особенно, последние два года, когда дневная электричка стала ходить позднее и до неё ещё остаётся время. Вниманию таких людей и предлагается данный маршрут. Многие его, видимо, не будут успевать проходить до 4-х часовой электрички, но ведь есть и 7-ми часовая. Кроме того, маршрут можно сокращать. Основным недостатком этого маршрута является то, что он малопупулярен и, следовательно, лыжня обычно не везде будет достаточно хорошо накатанной, а кое-где, возможно, придётся потропить. Но это исправимый недостаток.

В отличие от других маршрутов "с электрички до электрички", этот маршрут захватывает и водосбор Байкала - верховья Половинки. Маршрут идёт вокруг скальника Старуха, и, те, кто хочет зайти на этот скальник, могут вместо средней части маршрута пройти пешком по тропе через Старуху.

Итак, от Трудного мы бежим до Ключа Широкого - этот обычный участок, на нём всегда хорошая лыжня. Там где основная лыжня отворачивает от Ключа Широкого на север - к перевалу на Второй Зырьянский и далее к горнолыжке, надо отвернуть в противоположную сторону - вниз прямо на Ключ Широкий.

По Ключу Широкому - вверх до невысокого перевала к Большой Половинной. Этот участок проблемен в начале зимы - на болотистой долине Широкого бывает много воды, но обычно уже с середины декабря идётся посуху. Это первый участок, где ходят довольно мало. Тем, кто будет здесь тропить свежую лыжню, надо иметь в виду, что лыжня идёт не везде прямо по руслу ручья, а перед саммым перевалом отклоняется немного на борт - влево по ходу.

После невысокого перевальчика и, соответственно небольшого спуска лыжня выходит на дорогу, точнее, тропа, по которой идёт лыжня превращается в то, что уже точнее назвать дорогой. Далее по этой дороге идём 3 километра. Почти в самом начале налево отходит тропа - это на зимовья Петровича у Крепости и далее на Старуху.

Километра через 2 с половиной дорога перейдёт малозаметный ручей - приток Половинки и начнёт подниматься вверх. Здесь вскоре будет отворот влево - на визирку. Это вторая возможность сократить маршрут. Если Вам надоело медленно идти по плохой лыжне, то лучше так и сделать - дальше будет не лучше здесь начинается самый малопопулярный участок. Визирка же обычно бывает хорошо натоптана. Только вот она не очень хороша для лыж. Но осенью 2006 года здесь перепилили все лежащие поперёк бревна и теперь везде идётся не снимая лыж. Меньше двух километров на север (при этом сто метров вверх) и визирка переваливает на ручей Зырьянский Второй, и отсюда уже за полтора часа можно добежать до Орлёнка. В результате получается такой маршрут.

Если же мы всё-таки идём дальше, то вскоре дорога снова начнёт спускаться вниз и на повороте к югу будет отворот под острым углом в обратную сторону - на север. Нам туда. Дальше по основной дороге идти нет смысла - она, конечно, когда-то выведет к Большому Лугу, но очень уж нескоро. Нам же надо идти вдоль притоков Половинки.

Через полтора километра вниз по притоку дорога выведет к поперечному распадку, перед которым сейчас есть хорошая примета - перевозной браконьерский дом (без печки). Сразу за распадком налево уходит зимник и, тут же направо тоже уходит дорога на зимник. Нам направо.

По зимнику выходим на более крупный приток и поворачиваем по нему вверх, на север. Через два километра от поворота зимник выходит на дорогу с Большого Луга на кордон. Здесь практически кончается малонаезженный участок маршрута. Дорога обычно хорошо раскатана, но всё-таки не разбита вконец лесовозами и по ней можно быстро бежать коньком.

После перевала с Половинки на Смоленский Ключ важно не пропустить отворот с дороге к Ключу Зырьянскому - он в 800 метров от перевала. Здесь будет так: с перевала довольно крутой спуск вниз. Там где уклон практически кончается, будет отворот направо (это к перевалу на Шинихту). И почти сразу - влево под прямым углом. Нам туда. Дорога довольно заросшая и может оказаться вообще не натоптанная. Но здесь подниматься к перевалу на Зырьянский совсем немного. А дальше уже всё просто - вниз по Зырьянскому. Сначало по нетвёрдой лыжне, после того как справа подходит дорога с перевала с дороги на кордон, она становится твёрже. И у мостика, где отворот к горнолыжке, совсем хорошей. От перевала вниз по Зырьянскому и Олхе до Орлёнка надо час с небольшим.

Продолжительность варианта через визирку совсем немного больше маршрута с Санатороного до Орлёнка, основного варианта - ещё на 4 километра больше. Но надо иметь в виду, что на малонаезженных участках скорость будет существенно ниже.

Страница 1 из 2:  1 2Следующая
Михаил КрайновПробежал по этому маршруту 27 января. Только не стал сворачивать в Орленок — тропить надоело, а побежал до Большого Луга. Получилось 41.7 км за 6 часов.
По состоянию лыжни (правда после метели информация не так актуальна, но все-таки). Первые 1.5-2 км была свежая лыжня. Затем, видимо, кому-то надеоели новые пути и лыжня пошла, присыпанная полусантиметровым слоем снега (но бежалось хорошо). После сворота на Старуху снега стало 3-4 см, а от визирки около 5. Затем короткий участок (метров 150) хорошо накатанный — судя по всему, Петрович за дровами с санями ходит. А еще через 400 м вбок ушла очередная занесепнная снегом лыжня и начался самый нехоженный участок пути — видно было только общее углубление в снегу. Скорость упала до 4-4.5 км/ч. После домика какое-то время бежалось быстрее из-за льда под снегом, затем скорость снова упала и не поднималась до выхода на дорогу. На подъеме на водораздел Половинная / Олха дорога посыпана землей/золой/опилками. Зато на спуске все отлично. И дальше никаких проблем до Большого Луга не было. А с него уехал электричкой в 18.15.
31.01.2007, 13:38:44 |

Только не стал сворачивать в Орленок - тропить надоело, а побежал до Большого Луга.

Там тропежка совсем небольшая и несложная. Вверх там — метров 20, а потом всё вниз (только очень локальные участки ровные или чуть вверх). Ну и там, всё-таки должно быть лучше, чем на самом "диком" участке — там на кордон с Орлёнка ходят.
31.01.2007, 14:12:32 |
Александр МамонтовВышел на маршрут 4 февраля. За неделю дважды выпадал снег. После отворота на Широкий. Тепло, воды много и снега тоже. Прошлёпал по Широкому — удовольствие ниже среднего. В лесу снега на лыжне мало, лыжи сильно не заваливает, идти приятно, но долго тропить скучно. Свернул на свежетропленную поперечную лыжню восточнее Крепости. Поздоровался с Топтуном на широких лыжах, по визирке и хорошо натоптанной (до последнего снега) дороге, перевалил бугорок, скатился к горнолыжке. Лыжи, соскаблить лёд, снял только за своротом на Витязь (не ожидал, что столько намерзнет...тепло было). Давно хотел посмотреть куда ведет прямая от горнолыжки. Ничего, в общем приятно и если не лениться, можно успеть на 4.30. Выбираясь к станции, заглянул на трассу с кордона — тихо, мирно, свежих следов нет.
07.02.2007, 21:37:20 |
Вячеслав ПетухинДа, я вот воду встретил там, где вообще не ожидал. Прямо на дороге в колее.

заглянул на трассу с кордона - тихо, мирно, свежих следов нет.

Теперь уже есть. Кстати, по дороге к Большому Лугу там на снегоходе проехали, так что этот участок вообще сейчас в отличном состоянии.
08.02.2007, 08:22:42 |
Олег КолесниковПрошел маршрут 31марта-1апреля, за 2 дня, неспеша. После поворота с трассы марафона на Олхинское болото лыжня была заметена. Там, где лыжня сворачивает к перевалу в сторону горнолыжки, пошел прямо, по Широкому. Там был заметенный след снегохода, который продолжался и дальше, через перевал на Половинную, и потом ушел на болото на Половинной. На Широком воды не было. После того, как след снегохода ушел на болото, пошел по дороге, тропил по заметенной лыжне. На развилке, где маршрут поворачивает на север под острым углом, заметенная лыжня ушла на юг, в сторону Шахтанских камней. Пришлость тропить по целине.
Перевозного домика не было, осталась только лавочка.
После распадка, на котором был домик, появился след машины, по зимнику, который вышел на дорогу. На перевале на дороге грязь. С перевала спустился ниже, чем поворот на Зыряновский по описанию. Спустился до пересечения дороги с ключом Смоленским. Там влево уходила дорога, без следов, по ней с тропежкой вышел к Старой Крепости, потом вниз к Зыряновскому, по дороге, наст почти не проваливался. На дороге вдоль Зыряновского пешеходная тропа, снегу мало, но на лыжах катиться было хорошо до самого Орленка.
Снег еще хороший, только на солнечных местах небольшой подлип.
02.04.2007, 13:15:25 |
Вячеслав ПетухинВ этом году по Широкому катались на снегоходе. Раза четыре по меньшей мере снегоход за последнюю неделю прошёл. Я прошёл по следу почти до перевала на Половинку. Так что по меньшей мере до сворота к Петровичу тропить уже не надо. Ну и получше состояние на Широком в этом году — воды нет.
Знал бы про снегоход, попробавал бы, наверное, сегодня протропить весь маршрут.
09.12.2007, 20:20:29 |
Вячеслав ПетухинОказалось, что след снегохода ведёт вниз по большому болоту на Половинке. Интересно, куда это там снегоход регулярно ходит?
Раз след есть, можно будет попробавать к Маритую выйти (когда Байкал встанет) — там уже не так далеко.
15.12.2007, 19:21:11 |
И. ФефеловА не к Маритую ли он и ходит?
15.12.2007, 19:47:36 |
Вячеслав ПетухинВ принципе не исключено, но что-то далековато... Может всё-таки куда-то поближе, может выруливает в конце концов на дорогу, которая от Большого Луга идёт на кордон и далее — машины там ходят вокруг и дорога до того же болота доходит сильно петляя, а снегоходу короче по болоту.
15.12.2007, 21:15:33 |
И. ФефеловМожет, и так.
15.12.2007, 22:09:28 |
Вячеслав ПетухинОказалось, что в этом году тропить по этому маршруту почти совсем не надо. На том участке, который в прошлом году был самым нетропленным, в этом году ходят машины. То есть от развилки дорог на Половинке (пункт №16 в маршруте) до дороги на кордон есть свежий машинный след. Сначала я по нему шёл и думал: когда же он закончится. Ну и когда он ещё и на болото свернул, я понял, что никогда не закончится. Это в этом году напрямик ездят на Половинку в район Старухи — не по основной летней дороге (вокруг Шахтанских Камней), а по болоту по зимнику — намного короче получается.
Ну и вдоль Зырьянского в этом году хорошо протроплено в отличие от прошлого года.
Вот только электричка на сорок минут раньше. Если максимально облегчиться и быстро бежать, можно попытаться успеть с электрички на электричку, но непросто это...
17.12.2007, 11:00:01 |
Александр МамонтовТочно :). На Огоньки теперь лучше выходить край в 15.45 или закладывать маршрут еще и по темноте 15.45 + еще 2,5 часика. Когда есть Луна (в полнолуние светло почти как днем) хорошо, а без нее совсем грустно :).
17.12.2007, 11:06:50 |

а без нее совсем грустно

Да просто фонарик надо не забывать :-)
По знакомой лыжне и светодиодного фонарика хватает.
17.12.2007, 11:45:06 |
Sergey VА еще бывает так, что фонарик не забыл, а он почти не светит, замерз за день... Все таки хорошо что снег белый, что то еще видно до 6 вечера.
17.12.2007, 13:35:57 |
Александр Мамонтов

Да просто фонарик надо не забывать :-)
По знакомой лыжне и светодиодного фонарика хватает.

Такой и таскаю не перезаряжая уже третий год (в карман за ним лезть обычно лениво), еще работает :)
17.12.2007, 13:51:40 |
Владимир КрасильниковНа буране тропит путик до Байкала народ с "горнолыжки". В этом году должны прорубить до конца. Значит на след год можно планировать кольца с выходом к Байкалу и наоборот.
16.03.2008, 21:44:43 |
Вячеслав ПетухинА по какому маршруту не знаете?
От Половинки я доходил до перевала на Потайной. Там след идёт точно по визирке, показанной на карте. Причём по карте эта визирка идёт даже дальше Угольной — до Маритуя. Реально, она, возможно, подзаросла основательно... По ней и рубят? Не знаете в каком именно месте сейчас?
16.03.2008, 23:06:48 |
Вячеслав ПетухинПеренёс всё последующее обсуждение в тему для вновь созданного маршрута.
25.01.2014, 22:22:51 |
Sergey VПроехали примерно этот маршрут на велосипедах. Процентов на 90 — вполне пригодно для катания. Еще %% 6-8 вел приходится катить рядом. Остальные проценты — вел сверху и вообще — ад! И временные затраты соответствующие.
Подробности чуть позже. Есть трек, есть один участок, где можно удачно срезать по лесу вместо болота. Но главная проблема — зимник по Широкому. Видимо проблема не имеет решения..

Уточнение, проехали Орленок-Орленок, не с Трудного.
24.05.2016, 14:02:41 |
Сергей ЗубковАга, таки я был прав, когда оценивал этот маршрут как требущий особой обуви. Ждём подробностей.