Природа Байкала | Непорядок с перевалами Новосибирского КТ и Богохонголдойским

дата публикации:14 июля 2018

ПредыдущаяСтраница 3 из 4:  1 2 3 4 всеСледующая
Константин Суханов

Марина Васильева (Красноштанова): Если у перевала спорная категория, то принято лучше её чуть завысить, чем чуть занизить, ради безопасности.

Но... эта палка о двух концах. Выглядит неприличным приучать чайников к категориям проще, чем оно есть))) Ну и, Марина, Вы же сами писали —

Марина Васильева (Красноштанова): Когда я молодая и неопытная проходила Богохонголдойский с дамской чайниковой группой, я уверяла всех в МКК, что ему надо присвоить 1Б.

Но ведь не присвоили. Скажу более: если бы он был 1Б, я бы не очень старался его раздеть (не касаемо НКТ — этот проще). Просто отметил бы, что Богохонголдойский — лёгкая 1Б, как, например, Снежный, Тринадцати-2, Ветреный.

Евгений Рензин: Вообразите себе, что эти скалы идёте не вы, а чей-то ребёнок. И это у него первая "1А". И идёт он её не на подъём, а на спуск.

Тогда рядом должен идти опытный родитель. Если не ошибаюсь, по Правилам дети до 12 лет участвуют в походах с категорийными препятствиями только в сопровождении родителя. А после 12 они уже сами так бегают-лазают, что куда там нам, пожилым старпёрам)))
Возможно, до конца летнего сезона я ещё буду на Красавина; в этом случае торжественно клянусь подробно оценить его именно с точки зрения категорирования.
Но повторюсь: пожилые люди, невзирая на старость и немощь, прошли этот перевал ходом в хорошем темпе , не заметив каких-либо трудностей более чем на 1А. Может, просто потому, что торопились в Ниловку за пивом, пока там магазины не закрыли))) И ведь успели!!!
30.07.2018, 11:46:50 |

Константин Суханов:  по Правилам дети до 12 лет участвуют в походах с категорийными препятствиями только в сопровождении родителя.

Я имел в виду не маленького ребёнка, а, допустим, 18-ти летнюю девицу. Да в компании сверстников. А руководитель у них такой матёрый, что уже ходил Шумакский с Аршанским! Плюс все друг перед другом выпендриваются. Что-то типа того.

Константин Суханов:  пожилые люди, невзирая на старость и немощь, прошли этот перевал ходом в хорошем темпе , не заметив каких-либо трудностей более чем на 1А. Может, просто потому, что торопились в Ниловку за пивом, пока там магазины не закрыли))) И ведь успели!!!

Да мы с Сергеем тоже как-то не особенно напряглись. Т.е. совсем не напряглись. А вот наша спутница попросила меня не убегать. Пришлось мне торчать за её спиной и дружески подбадривать. Это притом, что она уже второй десяток лет по горам скачет.
За пивом, кстати, тоже успели!
30.07.2018, 12:13:36 |
Константин СухановПозвонил тут ещё одному опытному пожилому человеку, имеющему массу хронических заболеваний))) Мнение то же: Красавина сильная 1А, но на 1Б не тянет.

Евгений Рензин: Да мы с Сергеем тоже как-то не особенно напряглись. Т.е. совсем не напряглись.

Вот. Это главное!

Евгений Рензин: А вот наша спутница попросила меня не убегать.

Это был просто знак внимания))) Тем более что —

Евгений Рензин: ...она уже второй десяток лет по горам скачет.

Евгений Рензин: За пивом, кстати, тоже успели!

О, поздравляю! Какое взяли-то? Это даже более важный вопрос, чем категория перевала)))
30.07.2018, 12:50:00 |
Сергей ЗубковБолт на ваши "Правила", настолько это негибкая система, неспособная отражать реальное положение дел, и особенно — постоянное развитие всего во времени. Устарела она давно, не станет поколения советских альпинистов и воспитанных ими, так и все забудут постепенно про неё, а следующие поколения придумают что-то более подходящее их реальности :)

А Красавина, имхо, гораздо правильнее считать 1Б. На этом скальном поясе постоянные затыки при спуске, особенно в мокрую погоду. Может, не самая сложная 1Б, но тем не менее, не 1А точно.
30.07.2018, 13:13:26
Евгений Рензин Ну, сами перевалы не очень-то сильно меняются со временем. И я не думаю, что методика категорирования перевалов настолько несовершенна, что её следует отменять. Скорее, немного редактировать. В частности, неплохо бы прописать отличие н/к от 1А. Может быть сделать отдельные методики для среднегорья и высокогорья. В остальном она меня вполне устраивает.
30.07.2018, 15:34:48 |

Константин Суханов: Позвонил тут ещё одному опытному пожилому человеку, имеющему массу хронических заболеваний))) Мнение то же: Красавина сильная 1А, но на 1Б не тянет.

Опытный человек без имени не может участвовать в голосовании. Константин, пока вы в меньшинстве! :)

Константин Суханов:  Какое взяли-то?

Вкусное! :)
30.07.2018, 15:36:56 |
Константин Суханов Они такие же "наши", как и "ваши". Однако требование наличия родителя при ребёнке представляется вполне логичным. Многие иные их положения также не вызывают споров. А "проблемы" есть у любого документа, достаточно прочитать Конституцию РФ...

Что-то не даёт с этим согласиться. Ну хотя бы нужно, чтобы Эхе-Герская сторона тянула у него на 1А, что ли)))
Провокационные вопросы: Сергей, а Ахтунг твёрдая 2А? А Зун-Бортойский? А если Грозный сравнить с Красавина?

Возвращаясь к теме ветки, чтобы быть последовательным. Тогда нужно не раздевать НКТ, а возвысить Богохонголдойский до 1Б. Он, как минимум, не проще Красавина.
В общем, у меня когнитивный диссонанс. А у старых людей психика слабая...

Евгений Рензин:  Вкусное (пиво)! :)

Ничуть не сомневался! А пока заканчиваю дискуссию и еду за пивом, потом в баню!
30.07.2018, 18:02:20 |
Евгений Рензин Мне тут попалась статья МСМК Жигарева О.Л. (Новосибирск) о проблемах категорирования перевалов. Он в ней спорит с А.Джулием и предлагает новую методику. Статья от 2007 года и, вероятно, ТССР предложение зарубил, но всё равно интересно.
01.08.2018, 17:43:33 |
Марина Васильева (Красноштанова)Олег Жигарев уже о-о-очень давно эту тему поднимал (ещё в 2003, потом в 2008). И никто тогда его особо не поддержал на ТССР. Потому что "притягивать за уши" горный туризм к альпинизму не стоит, не смотря на то, что они внешне сильно похожи. (Да фактически — одно и то же, но с разными условиями игры). Разные критерии при оценке сложности, разные цели, разные временные затраты.
Хотя бы одно только то, что горный турист свои определяющие перевалы проходит с полной загрузкой, а альпинист — из базового лагеря налегке (не считая самых высоких категорий) — сильно разнит сложность их работы на низких и средних категориях. То, что альпинист пройдёт без верёвок, турист будет провешивать (больше груза, больше людей, больше времени понадобится). То, что альпинисты проходят в связке, турист — проходит чаще всего группой. то есть, разница большая — двое или шестеро пройдут. Ну и ещё много разных несовпадений будут вносит сильную разницу в оценке категории. Будет ещё больше путаницы. (Высокие категории — не трогаю, это отдельная тема, и в целом туристы на альпинистскую 6Б не захаживают, или крайне редко).

Ну и самое главное: альпинист идёт только на вершину, его понятие "перевал" вообще мало интересует, это лишь ступень к вершине. А у туриста — в основном на маршруте перевалы, и именно на них совершается наибольшая работа. Т.е. — у альпиниста — цель — гора, а у туриста — маршрут с множеством перевалов.
Разная идеология диктует разные подходы и оценки категорий трудности.

Поэтому подтягивать туристские категории трудности перевалов к альпинистским посчитали нецелесообразным большинством голосов.
02.08.2018, 13:26:59 |
Евгений РензинЯ у него не увидел никакого притягивания альпинизма к туризму. Он просто обозначил проблему и чисто для сравнения сослался на альпинистов. Его предложение не в том, чтобы перейти на альпметодику (которая вообще очень слабо формализована). Достаточно сказать, что у альпинистов 11 полукатегорий (он ошибочно пишет, что 12), а Жигарев предлагает ввести 18!
Мне кажется, это не очень хорошая мысль. Хороша она только для трансформации одной системы в другую. Не более. А так — делить на 18...
Но я дал ссылку не столько для того, чтобы обсуждать систему Жигарева, сколько для того, чтобы привести свидетельство от авторитетного мастера о том, что проблемы в методике есть. А раз они есть, раз они обозначены, рано или поздно они будут решены. Я надеюсь.
02.08.2018, 14:06:31 |

Евгений Рензин: Я у него не увидел никакого притягивания альпинизма к туризму. Он просто обозначил проблему и чисто для сравнения сослался на альпинистов.

Вы только лишь прочитали его статью, а я неоднократно слышала обсуждения этой темы с ним, поэтому и написала так, как написала. Притягивание имело место быть (поначалу вообще предлагалось туристам использовать категорирование альпинистов, именно с этого начиналось всё).
В самом деле, никакой такой большой проблемы в категорировании туристских маршрутов особо нет. Надуманная проблема. Если полистать историю классифицирования маршрутов, начиная с 1949 года, то увидим, что методика совершенствуется, но зачастую надуманные мелочи и дополнения приводят к тому, что ещё больше возникает путаница.
Надо просто ходить, а не копаться в "несовершенствовании системы".

Проблема не в методике, а в том, что туризм постепенно превращается из исследовательского в потребительский. Скоро никому не нужны вообще будут эти методики...
02.08.2018, 17:43:35 |

Марина Васильева (Красноштанова): Надо просто ходить, а не копаться в "несовершенствовании системы".

Я двумя ногами "за"!
02.08.2018, 22:49:50 |
Sergey VСама по себе система может быть достаточно совершенна. Проблемы возникают при применении. Мне, честно говоря, удивительно, что по перевалам категории 1А и 1Б такие разногласия. Хотя вроде достаточно ясно написано для 1А : "Простые, осыпные, снежные и скальные склоны крутизной до 30°". На Красавина скалы явно круче, чем 30о. Так в чем вопрос? На мой взгляд — чистый субъективизм. Перевал четко подпадает под 1Б из-за крутизны скального участка.
03.08.2018, 08:55:37 |
Константин Суханов

В несовершенстве? — так мы и ходим! И двумя ногами голосуем за походы!))) Однако хочется систему оценки перевалов привести в порядок. У Олега в статье, конечно, предложение чересчур реформаторское. Но если бы сделали — ничего, за 10 лет, как он предлагает, привыкнуть можно... Но зачем.
А вот в этом Олег прав абсолютно —

Следует признать факт, что практически определение категории трудности перевалов осуществляется в первую очередь экспертной оценкой, сравнивая их с типичными перевалами данного горного района.

Потому что идеальной методики оценки быть не может, или она должна быть разной для КАЖДОГО района. Что плохо и нереально. Вот мы так и делаем, соотнося сложности прохождения перевалов с иными, "эталонными". Отсюда и учёт "односторонности" перевала, что явно влияет на его общую сложность, на время прохождения, на эмоции от прохождения.
Выходя за рамки Саян, вспомню пер. Макарова 3А на Центральном Т-Ш. В Олеговой методике 3А — склоны крутизной 45-65 гр., длина до 500 м. А там на ребре в обход ледопада скалы до вертикали, в другую сторону 20 верёвок крутого льда (800 м). Но 3Б я бы ему не дал — перевал "спокойный", по впечатлению. Пер. Путеводный 2Б в том же районе, прошли менее чем за полдня с тропёжкой одновременно, потом 2-3 верёвки крутого льда. Тоже в методику не вписывается, но он — 2Б твёрдая. Ребро пика Берии на Алтае (Памяти Новокузнецких Туристов), 3Б тур. 4Б альп.; потом москвичи, пройдя летом в тапках при солнышке, раздели до 4а (ух они, усё наше сало зъилы))). Время прохождения по Методике 3Б — не менее двух суток; но за день идётся без подвига (при погоде, конечно). И нет там более 10 верёвок подряд, много где одновременно. Раздеть его до 3А в голову не приходит. ТКТ 3А (Алтай) вообще без перил идётся. Может, только зимой. Но — ледопад, 3А там есть и никто не покушается.
То же в Саянах. Поэтому, МЕТОДИКА — НЕ ДОГМА! Главное в категорировании перевала — оценить его сложность в сравнении с другими перевалами ДАННОГО района.

Марина Васильева (Красноштанова): В самом деле, никакой такой большой проблемы в категорировании туристских маршрутов особо нет. Надуманная проблема.

Наверное. Однако это не означает запрет на пересмотр категорий ранее пройденных перевалов.
03.08.2018, 09:16:08 |
Сергей ЗубковЯ выразился так эмоционально скорее не про правила категорирования, а про общий набор довольно-таки издевательских требований, с которыми мы с братом столкнулись (точнее, только брат, я-то почти сразу открестился) при попытке "официально" зарегистрировать наши недавние маршруты в МКК для именования вершины. На мой взгляд, основная проблема там в том, что они никак не умеют учитывать опыт людей вне их системы. Как будто таких в принципе не может быть. А таких большинство же, на самом деле.
05.08.2018, 00:43:26
Константин Суханов
А можно подробнее, к кому конкретно обращались и что за требования были выдвинуты, наверняка подтверждение опыта.

Сергей, умеют. Везде люди.
05.08.2018, 01:23:42 |

Насколько мне известно, вы с братом там оба не были, зачем дезинформировать...
Сергей, они ничего сверхъестественного от вас не потребовали (вернее не от вас, а от человека, который вместо вас пришёл)... К тому же Вы хотели заявиться чуть ли не в один день. Так не бывает. Люди везде есть, и всегда могут пойти навстречу, но не в том случае, когда в МКК приходит незнакомый там человек без официального опыта, и просит заявить даже не свою группу, а другого незнакомого им человека, которого в МКК никто не знает... да ещё и так срочно. Требования были самые простые:
1. чтобы в МКК пришёл хотя бы сам руководитель. А с этого бы уже и начался разговор. (были и другие причины, но эта главная, а вовсе не официальный опыт).
05.08.2018, 12:39:24 |
Олег ЗубковЕсли идет такое обсуждение, попробую объективно описать ход событий.
Непосредственно перед своим походом, я находился довольно далеко от Иркутска, в деревне. Выход запланировал на 17 июля, 16-го на сборы, вечером 15-го только приехать в Иркутск. А 11-го числа позвонил Сергей Викторович и предложил для того, чтобы начать официальное оформление названия пика Славы Петухина, попробовать зарегистрировать мой поход в МКК. Я сам был очень далек от этого (во всех смыслах), и сразу ему сказал, что ни разу этим не занимался, кроме того, нахожусь не в Иркутске, но попробовать не против. Он, чуть погодя, перезвонил и сказал, что мне нужно связаться с Евгением Янущаком и дал его телефон.
12-го утром я позвонил Евгению и описал ситуацию. Сразу скажу, что я все прекрасно понимаю, и не питал особых иллюзий по поводу регистрации. Евгений меня внимательно и доброжелательно выслушал, подробно уточнил маршрут, сроки, число и опыт участников. Сказал, что перезвонит. Вечером того же дня он действительно перезвонил и сказал, что за это время он, насколько я понял, связался с Москвой (назвав фамилию вышестоящего руководителя, к сожалению не запомнил), и передал ему мою просьбу. Итог — отказ в регистрации. Каких-то издевательских требований не было. На мой взгляд, все было предсказуемо. Я и сам на его месте не вижу поводов для положительного решения вопроса. У меня даже не было возможности лично прийти на встречу, не говоря об отсутствии какого-либо зарегистрированного опыта не то что руководства — просто походов. Кроме того, число участников экстремально мало (и это я еще не уточнил, что второй участнице всего 13 лет). В общем от Евгения я узнал, что мой маршрут имеет категорию 1А, мы доброжелательно пообщались и расстались, как говорится, друзьями. Никаких претензий к МКК и Евгению лично не имею.
05.08.2018, 14:08:20 |
Марина Васильева (Красноштанова)Спасибо, Олег за пояснения. Что и требовалось доказать: никакого набора издевательских требований не было, поэтому, СЕРГЕЙ ЗУБКОВ, не надо такими словами порочить зря людей и МКК.

Добавлю ещё одну человечную деталь МКК: они готовы были даже с нарушением правил вас выпустить, но при условии, если хотя бы сам Сергей был бы участником этого похода, но Сергей с вами не заявлялся и не ходил.
Простое сравнение: никто вас не зарегистрирует в квартире без присутствия собственника (никто не заявит маршрут без присутствия руководителя).
05.08.2018, 15:25:08 |
Sergey VУ меня, после небольшого знакомства с МКК возникло желание пройти таки все нужные этапы и зарегистрировать какой либо поход. Но, боюсь, сложно будет. Во первых — сроки. Не всегда более чем за 2 недели все детально известно по составу и маршруту. Во-вторых — сам маршрут, как я понимаю даже единичка — это более 100 км, не всегда у нас такое выходит. Нынче набрали всего 75 км за неделю. А просто гнаться за километражом — не хочется, лучше "лишний" перевал пройти. Требования к участникам в соответствие со сложностью препятствий — ну об этом только что выше было.