Природа Байкала | Западный цирк перевала Матайка

автор:Вадим Шахнович
дата съемки:19 июля 2004
дата публикации:2 ноября 2019

Фотоотчёт "Потерянный Гигант Забайкалья"

комментарий автора:Вид на западный цирк перевала Матайка (Мотаиха, Неожиданный) с обзорной точки выше озера 1717,9 м под перевалом Сибирь. Перевальная точка пер.Мотаиха на кадре не видна.
Первое известное прохождение перевала из долины р.Шуринда к озеру Холодное совершила группа А.И. Кузьминых (Новосибирск, НИИЖТ) 22 августа 1984 г. Они назвали этот перевал "Неожиданный". Вот как описывает этот момент А.И. Кузьминых (https://www.risk.ru/blog/216010):

"Главный вопрос: - куда идти, пока оставался открытым. Перед нами горный хребет с крутыми скальными обнажениями без видимых перевалов. Решили организовать разведку. Соктоева Тамара и Слава Фильченков отправились по левому распадку (предположительно в сторону пер.Сибирь - прим. В.Шахновича), а я с Ларисой Сауленко пошли вверх по основной долине. На нашем маршруте долина вскоре оказалась завалена крупными глыбами. Крутизна русла значительно возросла, ручей спрятался под обломочный материал. Скальные стены крутым амфитеатром встали перед нами непроходимым барьером. Пройдя около 4 км под основание скал справа (по ходу) увидели седло с доступным проходом на перевал. Маршрут подъема просматривался по крутому кулуару, выстланного в средней части рваными плитами, крутизной 50-60° и длиной ключевого участка около 100 м. Далее кулуар выполаживался и выходил на перемычку. Проход найден! Всё это оказалось так неожиданным, что перевал решили назвать «Неожиданный». Группа Соктоевой на своем маршруте перевала не обнаружила, и наш вариант оказался единственным."

Современное название перевала дано группой В.М. Кирилова, прошедшей его в марте 1999 года в лыжном походе. Кирилов рассказывал, что подъем на этот перевал выматывает группу также, как подъем на известную среди горнолыжников Екатеринбурга гору Мотаиха — отсюда и название, данное им перевалу.
Группы, прошедшие этот перевал позже, и не знавшие всех этих подробностей, трансформировали его название в "Матайка", что лучше ассоциируется со словом "выматывать" и проще произносится. Сегодня в туристской литературе более принято название "Матайка".