Природа Байкала | Неожиданность

автор:Sergey V
дата съемки:12 марта 2020
дата публикации:13 марта 2020

комментарий автора:А эту лавину я почти не ожидал. В этом месте — на гребне над Чертовыми Воротами, никто из знакомых не помнит, чтобы что-то съезжало.

ПредыдущаяСтраница 2 из 2:  1 2
Андрей Роговцев

Елена:  В лавине погиб Володя Ражев в мартовские праздники в 1984 году, если мне не изменяет память про год.

Всё точно, Лена. Ну хоть у тебя с памятью всё в порядке) Да, ему памятник.
17.03.2020, 17:29:26 |
Sergey VНехорошее все же это место.

Точка "верх" — это как раз точка съемки, то есть немного, метров 20-30 ниже линии отрыва. Как видно — практически центр темного пятна на склоне. Темное — это совсем мелкий кустарник, который ничего не держит.
Уклон по лыжне (по треку) в этой части спуска — 20%, уклон непосредственно по склону — примерно 30%.
19.03.2020, 09:55:07 |
Sergey VА вот причина, откуда темное пятно —

Этот спутниковый снимок от 11 июня. Соответственно, на склоне — остатки снега. Долго он лежит в этой ложбине, накапливается и медленнее тает.
19.03.2020, 10:05:25 |
Марина Васильева (Красноштанова)Как раз то, что снег здесь лежит дольше всего — не является основанием "нехорошего места", т.к. снег держится там за вогнутость склона, и крутизна там не самая большая. Наиболее "нехорошее место" — там, где самый крутой склон, ближе к восточному борту, там практически всю зиму лежит язык лавины. А тут только иногда.

19.03.2020, 12:46:37 |
Sergey V

Марина Васильева (Красноштанова): Наиболее "нехорошее место" — там, где самый крутой склон

В данном случае всё выходит наоборот. Ближе к гребню, который смотрит в сторону Спусковой, склон круче, однако там растет стланик, и еще ветром все задувает. В итоге — круто, но твёрдо, там вообще никогда не бывает условий для схода. А вот "темное пятно" — место где снегу держаться не за что. Только сила трения между слоями. При этом условия очень сильно меняются от сезона к сезону. Я бы сказал, что такая лавина даже опасней "дежурных", всем известных.
В общем, мое мнение об этом месте изменилось к худшему. Спускаться лучше примерно по линии подъема, там где твердо.
19.03.2020, 13:22:43 |

Sergey V:  А вот "темное пятно" — место где снегу держаться не за что. Только сила трения между слоями.

Согласна, при определённой критической массе снега — тут опасно. Как и везде, впрочем, на этом склоне. Сколько раз там спускалась и поднималась на перевал со Спусковой (вот это реально страшно было — подниматься!), всегда выбирала путь между деревьями и кустами, стараясь идти по наиболее выпуклому месту. И вот именно этот участок, что на Вашем фото всегда обходила по задутым верхам или вон там, где ёлочки торчат. Тут ведь так красноречиво вогнут склон! Понятно, что не надо в этот лоток соваться.