Природа Байкала | "Кормильцы": электровоз ВЛ80р
РайоныКартыФотографииМатериалыОбъектыИнтересыИнфоФорумыПосетителиО 

Природа Байкала

авторский проект Вячеслава Петухина
"Кормильцы": электровоз ВЛ80р
"Кормильцы": электровоз ВЛ80р

"Кормильцы": электровоз ВЛ80р

автор:Петр Туревич
дата съемки:2 апреля 2020

Рассказ "Путешествие из Иркутска в Улан-Удэ"
Просмотров: 447
Рейтинг: 1 (1 голос)



Петр ТуревичФото Алексея Белика.
29.05.2020, 08:17:57 |
Евгений РензинЭто, однако, тоже не Кругобайкалка. Дальше там тоже у некоторых фото указан не тот район. Я большую часть поправил, но кое-где район совсем не очевиден.
Участок дороги от Култука до Бабушкина на сайте принадлежит к району "Хамар-Дабан". Дальше, почти до Улан-Удэ, "Среднебайкальский". В другую сторону, от Култука до Иркутска, "Олхинское плато", "Иркутск", "По Ангаре ниже Иркутска", "Зима, Братск".
31.05.2020, 03:15:53 |
Петр ТуревичВозможно, Евгений, это и не Кругобайкалка.
Железная дорога — она же большая! Скорости — высокие! Это ведь не пёхом топать: день идёшь, два идёшь, три, четыре...
А вокруг, как и вчера, и позавчера, и завтра, и послезавтра, и т. д. будет, например, Тунка. А по железке — двадцать минут, и ты уже в другом районе.
Плюс, большинство фотографий в этом отчёте сделаны не мной, а другим автором, сделаны в разное время, и, мне кажется, если бы начать его спрашивать, где, когда и как — Алексей и сам вряд ли с уверенностью точно ответил по каждому фото.
Я понимаю, что есть такое умное слово, как Exif, и что, при желании, всю информацию, при помощи этого способа, ну, и, может, ещё какого-нибудь другого, не печатного, слова, можно было извлечь...
Да только уж больно долго, нудно, я бы сказал, мучительно долго и мучительно нудно, тянулась у меня работа над этим рассказом, что в конце концов я посчитал, что некоторые неточности, будучи не принципиальными и не критическим, являются позволительными.
Поэтому не судите строго. 😄
Не бросайтесь, пожалуйста, тапками.
Тем более, что я уже извинился по этому поводу в одном из предыдущих комментариев.
31.05.2020, 13:01:23 |
Евгений Рензин

 Петр Туревич: Не бросайтесь, пожалуйста, тапками.

Не буду :)
31.05.2020, 21:50:03 |
Игорь Клименко

 Петр Туревич:  Возможно, Евгений, это и не Кругобайкалка.
Железная дорога — она же большая! Скорости — высокие!

На Кругобайкалке скорость как раз ограничена, по моему 30 км/ч
Да, и электровозы там не ездят почему то...
01.06.2020, 12:55:55 |
Петр ТуревичИгорь, извините, но я не могу с Вами согласиться.
Потому что представляю себе Кругобайкальскую железную дорогу немножко в других пределах, так, как она проектировалась, строилась и более пятидесяти лет эксплуатировалась: от станции Порт Байкал до станции Мысовая. Понятно, что её нынешний тупиковый участок от Култука до Байкала, то, что и принято сегодня называть "Кругобайкалкой — это одно, а участок Слюдянка — Мысовая — нечто совершенно иное. Но мне кажется, что отказывать восточному участку Кругобайкалки в праве так называться — неправильно. Для этого нет абсолютно никаких причин.
01.06.2020, 16:14:09 |
И. ФефеловНу просто понятие сдвинулось в сторону другого значения, отличающегося от старого. Отчасти просто потому, что Кругобайкальской дорогой участок Боярск-Байкал назывался в основном на этапе своего строительства и существования Байкальской железнодорожной паромной переправы. А после того как он влился в Транссиб и Транссиб после постройки второго пути приобрел мощность близкую к современной, само понятие, в сущности, размылось — и административно этот участок не являлся самостоятельной частью ВСЖД, и функционально чётких границ не имел. А после прекращения сквозного движения Иркутск-Байкал-Слюдянка в 1956 году участок Слюдянка-Байкал обособился, став тупиковым, и понятие "Кругобайкалка" плавно перетекло к нему.
01.06.2020, 18:09:27 |
И. ФефеловК слову о ВЛ, кстати... Есть одна вещь, по причине чего я жалею о переводе участка Зима-Слюдянка в 1995, кажется, году с постоянного тока на переменный. На постоянном токе работали ВЛ10, и на них стояли замечательно громкие басовитые тифоны. Вроде бы в 60-70-х подобные были и на локомотивах переменного тока того времени — по детству и молодости вроде припоминаю такие же гудки и западнее Зимы, и восточнее Слюдянки. Но ВЛ10 ушли вместе с "постоянкой". А ВЛ80 заменились и новыми модификациями, и ЭС/ЭП, или, на худой конец, прошли ремонт. И теперь у них по большей части гудки какие-то странные, слабоваты или писклявы, ни то ни сё: видимо, и после ремонта старых машин тифоны заменили на новые, не говоря уже о новых машинах.
01.06.2020, 18:17:16 |
Александр БуньковКстати, да. Тифоны на постоянке (10-ки) отличались звуком. Чем-то похожий тифон у ныне ушедших ВЛ60 (п, п/к), ВЛ80к.
Причем ВЛ10 синие полностью или с синим поясом ходили с пассажирскими поездами(ЭПТ?), а обычные зеленые (и оливкового цвета) — с грузовыми, как и брат нынешнего ВЛ85 — более редкий ВЛ15.
С переводом убрали много тяговых подстанций, чуть позже разобрали станцию Рассоха, по которой часто оборачивались электрички. А раньше разобрали несколько улавливающих тупиков на перевале.
И электрички тогда были круглые ЭР2 с характерным звуком ТЭД (или редукторов) и дерганием.
Еще читал, что грузовой обход Иркутска изначально планировался из Гончарово не в Сортировочный, а к западу от Батарейной. Была сделана даже насыпь и планировка. И треугольник с вытяжкой ПМС-45 на Батарейной — как раз часть того недостроенного обхода.
01.06.2020, 21:34:45 |
И. ФефеловЯ еще ЭР1 помню, ЭР2 стали позже добавляться. Хотя нет, путаю, видимо, ЭР1 я в Москве встречал.
01.06.2020, 21:56:15 |
Петр ТуревичОх, Игорь Владимирович, на скользкую дорожку, на тонкий лед меня толкаете, поскольку не музыкант я ни разу, чтобы рассуждать об особенностях тембра электровозных гудков! Тем не менее, тенденции мне понятны, поэтому попытаюсь вкратце их обрисовать...
На старых электровозах постоянного тока, как то ВЛ8, ВЛ10, и переменного — ВЛ60 и ВЛ80, к постройке которых Новочеркасский и Тбилисский заводы приступили непосредственно после завершения постройки паровозов, приборы для подачи звуковых сигналов большой громкости (они же — тифоны) по-паровозному и устанавливались: на крыше локомотивов. Такой способ позволял не экономить на размерах тифонов — они были с большими раструбами, и, если, все-таки, позволить себе робкую попытку сравнения с музыкальными инструментами — с басом, или тубой, например, за счет этого и воспроизводили громкие басовитые гудки. Слышимость которых, кстати, должна была обеспечиваться на расстоянии не менее четырех-пяти километров.
Но, как вскоре оказалось, этот способ установки применительно к электровозам имеет весьма существенный недостаток: в случае внезапно возникшей неисправности тифона, или засорения его, например, снегом, быстро исправить возникшую проблему не представлялось возможным. Ведь у электровозов над крышей всегда контактный провод, под который не залезешь, если только ты не самоубийца. А искать каждый раз путь, над которым отсутствует контактная сеть, выводить на него электровоз — накладное мероприятие. А без тифона нельзя — ПТЭ не позволяют. В общем, проблема...
Решили ее просто: с некоторых пор на вновь построенных локомотивах, и на не новых, проходящих модернизацию, тифоны с крыши убрали. А устанавливать их начали в других местах, более доступных; на разных локомотивах по-разному, но в основном — под путеочистителем, или, в просторечии, "метельником". Такая установка, при очевидных преимуществах, имела, да и сейчас имеет, один недостаток: свободное пространство под этим самым метельником, как правило, весьма ограниченно в размерах. Можно даже сказать, его там вообще нет — там много еще чего другого нужно установить. Поэтому пришлось ужиматься, и размеры тифона и свистка, которые, как правило, устанавливаются рядом друг с дружкой, уменьшать. Вот и получилось: вместе с размерами ушли и басовитые ноты локомотивных гудков. Сейчас, если опять позволить себе сравнение, подаваемые гудки — нечто среднее между тромбоном и трубой. Весьма фальшивое, даже как на мой очень не музыкальный слух.
Вот так, приобретя в практичности и технологичности, потеряли в чем-то слабо осязаемом и почти эфемерном — красоте локомотивных гудков.
01.06.2020, 22:08:13 |
Алексей Денисов

 Петр Туревич: Не бросайтесь, пожалуйста, тапками...

...Петр, кстати, как Ваше здоровье сейчас после коронавируса?
01.06.2020, 22:58:49 |
Петр ТуревичСпасибо, Алексей! Уже лучше. С больницы, как Вы понимаете, меня уже выписали. Благодаря этому, собственно, и возможность появилась закончить начатое — выложить на сайт рассказ. Сейчас "долечиваюсь" амбулаторно. Скоро, думаю, и на работу. Понятно, что здоровья все эти перипетии не добавили, ну, да ничего — прорвемся. 😄
01.06.2020, 23:12:25 |
И. ФефеловЗдоровья желаю!
02.06.2020, 18:18:56 |
Алексей Денисов

 Петр Туревич: Сейчас "долечиваюсь" амбулаторно. Скоро, думаю, и на работу.


Понятно. Хорошо. Будьте здоровы, для добрых дел! )
02.06.2020, 18:31:21 |
Сообщения могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Для регистрации или входа на сайт (в случае, если Вы уже зарегистрированы)
используйте соответствующие пункты меню «Посетители».

На главную