Природа Байкала | 1684. Из озера видение великою коровою рогатою без шерсти

автор:Вадим Шахнович
дата съемки:август 1890
дата публикации:5 января 2021

комментарий автора:1684 г. после 16 сентября.
ОТПИСКА ЦАРЯМ ЕНИСЕЙСКОГО ВОЕВОДЫ КНЯЗЯ ЩЕРБАТОВА, о безуспешном добывании жемчуга на pp. Китой, Белой и Иркут.

Государем царём и великим князем Иоанну Алексеевичу, Петру Алексеевичу, всея Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцем, холопы ваши Костка Щербатый со товарищи челом бьют. В нынешнем, государи, во 193 году [1684 г.], сентября в 16-й день, писал к нам холопам вашим из Иркутского [острога] письменной голова, стольник Леонтей Кислянский, а в отписке его написано:
Посылал-де он на Китой и Белую реки и в Тункинский острог Иркутского казака Онашку Нестерова, да с ним жемчужника Ивана Фёдорова, для прииску в озёрах и по рекам раковин жемчужных. И иркутский-де, государи, казак Онашка Нестеров да жемчужник Ивашко Фёдоров с Китою и Белые [реки] приехали в Иркутский острог, а перед ним-де Леонтьем в приказной избе сказали:
По Белой-де реке на озере, и по Иркуту реке-ж, и под Тункинским острогом промышлять жемчуг им, Анашке и Ивашке, было нельзя за большою водою, потому что-де вода пески все подняла. Да на том же озере видели они,
Анашка и Ивашко, не по одно время, из озера видение великою коровою рогатою без шерсти; как-де они Онашка и Ивашко поедут по озеру для жемчужного прииску, и та-де великая корова из озера наверх воды и выйдет и стоит поверх воды середи озера немалое время, и в то-де время почнёт быть на озере ветер великий и буря.

Из принадлежащей Императорской Академии Наук рукописи под заглавием: "Списки Енисейской архивы (часть 3-я, в лист, на 391 л.)".

Автор фотографии ждет конструктивной критики.

Вадим ШахновичПервоисточник:
Дополнения к актам историческим, собранные и изданные Археографической комиссией, том 11, Санкт-Петербург, 1869.
05.01.2021, 21:08:11 |
Евгений РензинОх уж эти сказочники:)
05.01.2021, 21:47:18 |
Вадим ШахновичНичего и не сказочники. Очень точное и понятное современному человеку описание. Более того, оно содержит сведения, которые могут быть интересны и важны современной науке.
06.01.2021, 16:46:06 |
Вадим ШахновичИ вообще, врать царю-батюшке во все времена было опасно. Можно было без башки остаться :) А этот текст — именно царю и адресован, между прочим.
06.01.2021, 16:47:58 |
Евгений РензинИ что же это за "великая корова рогатая без шерсти"? Плезиозавр и то без рогов :)
06.01.2021, 22:42:05 |

Вадим Шахнович: И вообще, врать царю-батюшке во все времена было опасно.

У нас вон г-н Песков, особа приближенная к царю ближе некуда, таскает на пиджаке отпугиватель вирусов и красную нитку на запястье. Не сам же он их выдумал. Кто-то рискнул ему наврать, что они работают. :)
06.01.2021, 22:44:38 |
Вадим Шахнович

Евгений Рензин: И что же это за

Ну вот не XVII-го ты века человек, нет у тебя должной фантазии! :) Слишком образованный, видимо, а притвориться не можешь (или не хочешь) ;)
Хочу дождаться мнения местных биологов, потом свою версию скажу.
06.01.2021, 23:33:57 |

Вадим Шахнович: Слишком образованный, видимо

Грешен, батюшка! :)
06.01.2021, 23:41:07 |
Наталья КривошееваИнтересно, про какое озеро идет речь в документе?
07.01.2021, 11:13:19 |
Вадим Шахнович

Наталья Кривошеева: про какое озеро идет речь

Из текста следует, что это озеро на реке Белой. Далее, смотрим по Википедии: "На водосборе [р. Большая Белая] около 400 озёр, общая площадь которых составляет 18,5 км²".
Но я вполне допускаю, что при пересказе могло пройти искажение, и тогда под озером может иметься ввиду любое озеро на любой из указанных рек. Например, могут иметься ввиду озера вблизи Тункинского острога. И я не исключаю даже версию про Байкал-батюшку и даже — про Косогол (Хубсугул).
07.01.2021, 18:13:49 |
Вадим ШахновичПодсказкой, какое озеро имеется ввиду, должна быть известная карта Семёна Ремезова, которую мы тут совсем недавно обсуждали. Она составлена как раз по данным казаков-первопроходцев, то есть — отражает их знания о местности, в том числе об озёрах. Я посмотрел на неё ещё раз: из озёр на указанных реках нарисовано только два озера вблизи Тункинского острога. Плюс Байкал, плюс Косогол (Хубсугул).