Природа Байкала | Вид на отрезок западной границы "хребта Хамар-Дабан"

Вид на отрезок западной границы "хребта Хамар-Дабан"

автор:Алексей Редькин
дата съемки:27 февраля 2020
дата публикации:5 февраля 2021

комментарий автора:Если верить топографическим картам, в этом месте проходит западная граница той горной системы, которую мы привыкли называть «хребет Хамар-Дабан».
...Северная, восточная и юго-восточная (до устья реки Темник) границы «хребта Хамар-Дабан» морфологически выражены очень чётко. Это места переходов наклонных равнин впадин тункинской группы и Южно-Байкальской в склон поднятия, отрезок долины прорыва реки Селенга, места перехода наклонной равнины Гусиноозёрской впадины в склон поднятия. Западная граница «хребта Хамар-Дабан» «проведена» по долинам рек Зун-Мурэн и Хангарул. Проведение юго-западной границы «напрашивается» по долинам рек Намду, Сангина, Хамней, Хара-Хужир и Темник. Однако, если посмотреть несколько шире, то на среднемасштабной обзорно-топографической карте мы видим единое непрерывное горное поднятие, опоясывающее с юга тункинскую группу впадин и западную часть Южно-Байкальской впадины до перемычки в районе дельты Селенги. И это единое поднятие объединяет в себе горы «хребта Хамар-Дабан», а также хребтов Хангарульский с отрогами, Бухурик, Зангисанский, Дзалухилийн-Нуру, Нам-Цаган-Хутэл-Нуру, горный узел Уругудеевского Гольца. Это единое поднятие, протянувшееся от Хубсугула до низовьев долины Селенги, можно определить как «Большой Хамар-Дабан» или «горы Большого Хамар-Дабанского поднятия». А проведение условной южной границы этой горной системы «Большого Хамар-Дабана», в отличие от условной границы гор «хребта Хамар-Дабан», ещё намного менее очевидное.