Природа Байкала | Храм в Тельме

автор:Евгения Гольцова
дата съемки:август 2007
дата публикации:21 сентября 2007

Автор фотографии ждет конструктивной критики.

Евгения ГольцоваЦерковь в П. Тельма Усольского района.
21.09.2007, 21:45:18 |
hastiОчень красивый храм и прекрасное фото на фоне неба))))
небесный храм!
22.09.2007, 01:55:10 |
Татьяна ЧаловаЕгения, огромное спасибо за фотку. Мне этот храм уже очень давно снится, но я не могу понять где это место, так как не была там никогда, а теперь вижу эту церковь и это, как в моем сне. Спасибо
24.09.2007, 10:47:33 |
yuriy kuznetsovЧудесный и нужный снимок. У этого храма сложная история, хорошо бы сопроводить фото историческими сведениями.
24.09.2007, 16:41:32 |
Сизов АлександрХорошая работа!
27.09.2007, 10:56:30 |
Евгения ГольцоваЦерковь Казанской божьей матери в п. Тельма. Построена в начале XIX века на деньги тельминских купцов. Церковь была освящена в 1816 году, в честь победы над французами. По преданию, строили храм итальянские архитекторы. А ссыльный мастер Климов установил на колокольне уникальный часовой механизм. Каждый час музыкальные часы исполняли различные мелодии, а у парапета двигались алебастровые ангелы . Сейчас весь механизм — груда ржавого железа. Чтобы восстановить часы, нужен мастер-золотые руки. Церковь была закрыта в 1936, но глава местной администрации, человек верующий, сохранил здание, несмотря на приказ разрушить. Храм до верху засыпали зерном. Так он и простоял всю вторую мировую войну. А вот колоколов храм лишился. Чтобы убрать самый большой, полуторатонный, в колокольне прорубили стену. Сейчас церковь отреставрирована, но во дворе и около еще ведутся ремонтные работы.Тельминская церковь — один из красивейших и наиболее интересных памятников церковной архитектуры XIX века на территории Иркутской области. Место для церкви выбрано очень удачно — на возвышении на берегу небольшой запруды, образованной водами речки тельма. Церковь возвышается над всем поселком и видна со всех сторон при подъезде к Тельме.
28.09.2007, 14:25:07 |
hastiЕвгения!!! Очень интересная история! Спасибо!!!!
Теперь просто необходимо посмотреть ее живьем!
28.09.2007, 14:58:35 |
Георгий Борисов Прекрасное фото и информация о церкви интересна. Но можно еще немного добавить к написанному Евгенией:

Евгения Гольцова: ... Построена в начале XIX века на деньги тельминских купцов...

Вдохновителем сооружения храма был Игнатий Иванович Соколовский, служивший директором местной фабрики в 1808-1820 годах. В этот период деятельность предприятия была весьма успешной, тогда же на фабрике изготовили первое художественное стекло.

Евгения Гольцова: ...По преданию, строили храм итальянские архитекторы...

Необычное для здешних мест архитектурное решение церкви, свидетельствующее о высоком профессионализме, и её облик, более соответствующий столичному городу, породил немало легенд об авторе проекта.
Так по преданию, записанному в церковных описях, церковь построили итальянские мастера.
В других источниках сообщается, что возведена она по проекту ссыльного мастерового Иоакима Ивановича Шорина, приписанного к фабрике, и художника архитектуры Мухина. (Метрика Тельминской церкви)
Встречаются также предположения об участии в проектировании Иркутского архитектора Я.И.Кругликова, якобы составившего проект под влиянием творчества выдающегося русского архитектора М.Ф.Казакова.

Евгения Гольцова: ... А ссыльный мастер Климов установил на колокольне уникальный часовой механизм. Каждый час музыкальные часы исполняли различные мелодии, а у парапета двигались алебастровые ангелы...

Снаружи церкви у парапета были установлены две алебастровые фигуры ангелов с трубами, еще два таких же ангела стояли внутри храма на хорах. Каждый час механизм приводил фигуры в движение, поднимались трубы, и исполнялась определенная мелодия.
И напоследок об ограде: в 1884-1885 году на средства жены владельца фабрики Е.В.Белоголовой церковь обнесли оградой с каменными тумбами и ажурными железными решетками.
Источники:
Н.М.Полунина "Живая старина Приангарья". Москва. "Искусство". 1990 г.
И.В.Калинина "Православные храмы Иркутской епархии". Москва. "Галарт". 2000 г.
08.03.2009, 21:30:09 |
Иван КосицкийПрекрасный ракурс и очень удачный свет! Спасибо, Евгения!
А насчет храма следует сказать, что неизвестный архитектор показал высочайшую степень владения стилем классицизм и хорошее знакомство с творчеством столичных мастеров архитектуры. Сразу приходят на память упомянутый М. Казаков, Карл Бланк (оба — москвичи) и петербуржец Ринальди. Все трое творили во 2-й половине — конце 18-го века.
Других, столь же высокого уровня, образцов стиля классицизм, подобных Казанскому тельминскому храму, в Иркутской губернии больше нет!
09.03.2009, 03:34:04 |
n_i_r_v_a_n_aБольшое спасибо за интересные дополнения!)
10.03.2009, 17:19:58 |
Эраст БутаковЕщё одно отличное фото этого храма. Здорово. Спасибо!
10.03.2009, 20:09:43 |
n_i_r_v_a_n_a

Татьяна Чалова: Егения, огромное спасибо за фотку. Мне этот храм уже очень давно снится, но я не могу понять где это место, так как не была там никогда, а теперь вижу эту церковь и это, как в моем сне. Спасибо

Храм находится в селе Тельма, которое расположено вблизи г. Усолье-Сибирское (с южной стороны). Село стоит на равнине, на Московском тракте и церковь видна очень далеко.
10.03.2009, 23:57:14 |
Владимир ПономаревХороший снимок. В этом храме в 1947 году меня крестили.
Мой дедушка Тихонов Н.Я. был старостой этого храма.
В настоящее время я разыскиваю Тихововых которые были сосланы около 140 лет назад из Москвы (Московской области)
23.02.2010, 18:35:24 |
И. ФефеловВладимир, кстати, а директор архитектурно-этнографического музея в Тальцах — тоже Тихонов, да еще и ваш тезка. Может, из тех же?
23.02.2010, 18:45:07 |
n_i_r_v_a_n_a

И. Фефелов:  Владимир, кстати, а директор архитектурно-этнографического музея в Тальцах - тоже Тихонов, да еще и ваш тезка. Может, из тех же?

Да. А его мама, Ульяна Даниловна, работает в одном здании со мной. Ей уже 80 лет. Я могу узнать у неё, были ли их предки ссыльными..
24.02.2010, 16:58:45 |
Марина Васильева (Красноштанова)Ой, какое большое спасибо всем за историю! И за отличное фото!
И всё-таки это классицизм, а не барокко!