Природа Байкала | Церковь во имя Казанской иконы Божьёй матери
РайоныКартыФотографииМатериалыОбъектыИнтересыИнфоФорумыПосетителиО 

Природа Байкала

авторский проект Вячеслава Петухина
Церковь во имя Казанской иконы Божьёй матери
Церковь во имя Казанской иконы Божьёй матери

Церковь во имя Казанской иконы Божьёй матери

автор:yuriy kuznetsov
дата съемки:октябрь 2007
дата публикации:13 февраля 2008

Фотоотчёт "Любимый Иркутск - середина земли"
Просмотров: 4017



yuriy kuznetsovЧуден храм при любой погоде!

Градо-Иркутская церковь во имя Казанской иконы Божьей матери была построена к Пасхе 1892 года в Ремесленной слободе Иркутска "тщанием потомственного почетного гражданина Иркутска золотопромышленника, исследователя Севера и Сибири, мецената Александра Михайловича Сибирякова" (1849-1933).
Возможно, это произошло по просьбе жителей Ремесленной слободы, здесь проживали купцы, мещане и цеховые ремесленники, т.е. люди, с которыми непосредственно был связан А.М. Сибиряков. Как бы там ни было, но 4 апреля 1885 года Александр Михайлович направляет Архиепископу Иркутскому и Нерчинскому Вениамину докладную записку:
"... Представляя при сем проект на постройку каменной православной церкви для Ремесленной слободы, имею честь покорнейше просить. Ваше Высокопреосвященство, исходатайствовать в строительном отделении Главного Управления Восточной Сибири надлежащее утверждение".
4-го же апреля архиепископом Вениамином проект церкви был направлен в Строительный отдел Главного Управления Восточной Сибири.
Заключение по проекту было дано архитектором бароном Г.В. Розеном, оставившим заметный след в архитектуре Иркутска (музей ВСОРГО, сиро-питательный дом Базанова, памятник А. Щапову и др.). В целом, одобрив проект и указав, что "...храм этот, могущий вместить в себя до тысячи человек, по своим размерам и пропорциям может быть прочен и устойчив", он отмечает и некоторые недостатки: "... Греко-византийский стиль в фасадах не вполне выдержан, остроконечная крыша и луковицы на куполах к нему не идут, купол для колоколов с несимметрично расположенными выступами для лестниц следует признать спроектированными неудачно и портящими эффект прекрасно в остальном придуманного храма".
Письмо барона Розена является единственным документом, относящимся к проекту Богородице-Казанской церкви, но оно, к сожалению, не дает фамилии архитектора, автора этого проекта. Для сооружения храма в Ремесленной слободе был создан Строительный комитет, возглавлял который сам Сибиряков. В январе 1885 года на имя Архиепископа Вадима поступило такое прошение:
"Ваше Высокопреосвященство! Милостивый Архипастырь!
Имея искреннее желание соорудить в Ремесленной слободе города Иркутска храм во имя Святителя Николая и надеясь на поддержку наших сограждан, покорнейше просим, Ваше Преосвященство, выдать две книги на каждого из нас для сбора пожертвования.
Поручая себя молитвам Вашим, остаемся Вашего Высокопреосвященства покорнейшие слуги — А. Сибиряков, Д. Демидов".
Конечно, А.М. Сибиряков обратился с просьбой о пожертвованиях и к иркутским купцам, которые на нее откликнулись. А.К. Трапезников сопроводил свой взнос примечательным письмом: "Александр Михайлович Сибиряков извещал меня о начавшейся постройке в Иркутске, в Ремесленной слободе, каменной церкви... и предложил мне... принять участие в пожертвовании на постройку этого храма... я имею честь представить при сем на этот предмет три тысячи рублей". За 1886 год капитал, принадлежащий Строительному комитету, на 1 мая составил 23 756 рублей. Пожертвования продолжали поступать вплоть до окончания строительства. Жертвовали на сооружение храма многие именитые люди Иркутска. Однако, у А.М. Сибирякова это была не единственная проблема с постройкой церкви. Видимо, еще в марте 1885 года А.М. Сибиряков обратился в Городскую думу с просьбой уступить ему для строительства каменной церкви единственную площадь в Ремесленной слободе, на которой располагались запасные хлебные магазины. Городская дума, председателем которой 6 марта 1885 года был избран В.П. Сукачев, поставила отвести площадь под строительство церкви, а хлебные амбары перенести на другое место. Но Губернская администрация воспрепятствовала сносу амбаров, и жители Ремесленной слободы направили прошение Архиепископу Вениамину:
"Губернская администрация почему-то встречает препятствия к сносу амбаров и очистке площади. Так что, благодаря недоразумениям со стороны администрации, дело о постройке церкви остановилось, и мы рискуем остаться без церкви. Дорожа возможностью иметь храм в Ремесленной слободе, и именно на площади хлебных амбаров, крайне не желая лишиться участия в деле А.М. Сибирякова, мы, не находя нигде поддержки в вопросе постройки церкви, наконец, позволяем себе обратиться к Вам, Ваше Высокопреосвященство, как представителю религиозных потребностей христиан, принять со своей стороны участие в ходатайстве перед высшей администрацией о дозволении строить церковь на избранном нами месте".
Дело об отводе места под строительство церкви было, в конце концов, решено.
И вот 27 июля 1885 года состоялось освящение закладки этой строящейся церкви. В 11 часов дня из Кафедрального собора сюда пошел крестный ход. Освящение совершал Архиепископ Вениамин. Присутствовали генерал-губернатор граф А.П. Игнатьев и другие высшие сановники.
За время подготовки к строительству церкви, первоначальный замысел постройки Никольской церкви был отвергнут, и строящийся храм был освящен во имя Казанской иконы Божьей матери, воплотив в себе более высокое смысловое содержание Православной Веры: Казанская Богоматерь — заступница земли Русской!
.... Время шло, строительные работы завершались, и вот пришла пора думать о внутреннем убранстве храма. В Иркутске жили тогда искусные резчики, позолотчики, серебряных дел мастера, иконописцы. Но из многих талантливых мастеров, строивших и украшавших Богородице-Казанскую церковь, до нас дошло имя лишь цехового резчика Владимира Федоровича Каратаева, которым были выполнены иконостасы и клиросы для всех трех приделов церкви. Иконостасы и царские врата были украшены изящной золоченой резьбой. В главном иконостасе находилось резное посеребренное изображение Святого Луки.
Внутренние росписи также были, выполнены иркутскими мастерами. В "Восточном обозрении" появилась статья об иркутском живописце Максиме Ивановиче Зязине, обучавшемся в Санкт-Петербургской Академии художеств и расписывавшем многие церкви Иркутска, в том числе Собор Вознесенского монастыря и Богородице-Казанскую церковь. В статье прямо указано, что "Евангелисты" в куполе Казанской церкви были написаны М.И. Зязиным.
В Ярославле были отлиты 9 колоколов: праздничный большой — в 358,5 пуда; воскресный — в 172 пуда; повседневный — в 40 пудов и шесть малых. Церковь была обнесена каменной оградой с ажурными решетками. И церковь, и ограда окрашены красной краской. А купола и решетки — зеленой. В устроении Казанской церкви участвовали не только священники, "не мало забот и труда положившие на украшение и благолепие приходского храма", но и многие состоятельные прихожане, жертвовавшие не только деньги, но и дарившие иконы, священные сосуды и книги, шитые золотом покровы и облачение для священников. Отделка и украшение церкви были полностью завершены к Пасхе 1892 года.
"Иркутские Епархиальные ведомости" сообщали: "9 апреля совершено было освящение каменной церкви, построенной на иждивение А.М. Сибирякова в Ремесленной слободе города Иркутска".
После революции Богородице-Казанская церковь оставалась действующей еще восемнадцать лет. Люди несли в нее свои печали и радости: весь круг жизни — от крещения до отпевания — был связан с церковью. Но в 1936 году Богородице-Казанскую церковь постигла судьба почти всех храмов России — она была закрыта. Ее ждали запустение, разор и разрушение. На Ремесленно-слободском кладбище была построена школа, а в самой церкви с 1936 года сменилось много хозяев, соответственно каждый из них внес свою лепту в ее разрушение. Здесь был и склад базы книготорга, курсы киномехаников, завод "Сибирский сувенир". В здании церкви появились межэтажные перекрытия, капитальные перегородки и многочисленные переборки.
Памятник не раз горел, многочисленными "любителями старины" на его стенах оставлена масса "автографов" и иных следов их "культурного" беспредела...
Неоднократно выносились решения о реставрации Казанской церкви. Наконец, решением Иркутского областного Совета народных депутатов в октябре 1988 года Богородице-Казанская церковь была передана Иркутскому областному отделению ВООПИК. И сразу же творческо-производственное объединение "ЛАД" (хозрасчетная организация при ВООПИК) приступило к реставрации храма. Автором проекта реставрации стала ведущий архитектор иркутских реставрационных мастерских Лариса Ивановна Гурова.
В октябре 1990 года реставрацию продолжило малое предприятие "Возрождение". Восстановление памятника проводится за счет Фонда реставрации Иркутского областного отделения ВООПИК, куда поступают добровольные пожертвования от организаций и граждан города.
Богородице-Казанская церковь, восстановленная в своем первоначальном виде, будет свидетельствовать о великом таланте безвестного архитектора и иркутских мастеров, сумевших создать такой неповторимо красивый храм — памятник на века, о котором, как и сто лет назад, можно будет сказать: "Богородице-Казанская церковь отличается величавостью и колоссальностью!"

13.02.2008, 13:05:49 |
yuriy kuznetsovХристианство и его ветвь — Православие — на Руси вызвали своеобразный пласт русской культуры — храмовую архитектуру, которая являет собой воплощенный синтез материи и духа. Культовое зодчество соединило в себе земное и небесное, материальное и идеальное. Превосходство духа над материей, высокая культурная значимость храмов в городе подчеркивалась разнообразными композиционными приемами. На плане города храмы располагаются не случайно, а закрепляют основные узлы и оси. Так, в панораме Иркутска хорошо читается средоточие культовых построек в ансамбле Тихвинской площади, ряд церквей был расположен вдоль главных транзитных улиц — Байкальского, Московского и Якутского трактов. Для строительства храмов широко использовались элементы рельефа. Выражением синтеза природы и градостроительства явилось расположение храмов по берегам рек Ангары и Ушаковки.
В Иркутске к началу ХХ века существовало более 30 православных отдельно стоящих храмов, из которых 24 было каменных. К сожалению, многие из них были уничтожены богоборческой властью (Кафедральный Казанский собор, Вознесенский собор, Благовещенская, Тихвинская [1], Успенская, Александринская и др. церкви), некоторые перестроены до неузнаваемости (Владимирская), обезглавлены (Иерусалимская [2], Покровско-Сретенская). Несколько церквей до последнего времени находились в аварийном состоянии (Харлампиевская, Николо-Иннокентьевская), сейчас принято решение о их восстановлении. Несколько церквей уже частично восстановлены (Казанская [3], св. равноапостольного Князя Владимира [4], Троицкая, Преображенская) и в них возобновлены богослужения. Строятся и новые церкви — так на месте авиакатастрофы 1997 года возведен Рождественский храм [5], а на территории Ивано-Матренинской больницы закончилось строительство церкви Ксении Петербуржской.
Архитектурным памятником XVIII века, первым каменным зданием города является Спасская церковь (1706 г.) [6]. Восточная наружная стена храма украшена живописью, сюжеты которой были навеяны историей Иркутска.
Богоявленский собор (1718-1746 гг.) в отличие от Спасской церкви, имеет более сложное композиционное решение. В его архитектуре соединены традиции древнерусского посадского храма с приемами и формами барокко. Внутреннее помещение трапезной украшено росписью, восстанавливается Главный алтарь и иконостас.
Самой необычной по архитектуре является Крестовоздвиженская церковь (1747-1760 гг.) Ничего не известно ни об авторе этого сооружения, ни об этапах его строительства. Уникальная декоративная пластика фасадов [7] остается неразгаданной. Традиционная для Руси ярусность достигает невиданной изощренности форм. Фигурный купол храма и грушевидные венчания восьмериков имеют очень напряженный абрис и пластику. С разных сторон зритель получает все новые впечатления, позволяющие насладиться постепенностью раскрытия образа церкви.
Знаменская церковь (1754-1794 гг.) расположена на территории Знаменского женского монастыря. Ее фасадный декор сохраняет связь с древнерусским зодчеством, но общий характер принадлежит сибирскому барокко. Внутри этой церкви находится рака с нетленными чудодейственными мощами Святителя Иннокентия, который по праву считается святым, окормляющим Иркутскую землю.
В 2001 году на месте алтаря Кафедрального собора, взорванного в августе 1932 года, была открыта часовня Казанской иконы Божией матери. Часовня по форме повторяет одну из угловых башен собора [8].
Прихожанин Преображенской церкви
И.П. Боровский
13.02.2008, 13:08:28 |
Виталий ШтырцСкажите, зачем Вы выкладываете такие тяжелые фотографии. Она по формату, правда, всего 800 х 600, но весит почти 350 кбит.
13.02.2008, 16:00:55 |
Сообщения могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Для регистрации или входа на сайт (в случае, если Вы уже зарегистрированы)
используйте соответствующие пункты меню «Посетители».

На главную