Природа Байкала | Вид на пер Зунгольский от озера со стороны Шумака

автор:Виктор Вислобоков
дата съемки:15 июля 2008
дата публикации:11 августа 2008

hastiЧто-то он тут выглядит не на 1А, а на 2А...
11.08.2008, 19:41:10 |
Виктор ВислобоковВыдержка из описания Л.Е. Стрелюка: "Спуск по скально-осыпному широкому склону (35-40°, до 45°, 150-200 м, 15-20 мин.). Отдельные скальные выходы хорошо просматриваются сверху и легко обходятся. Перевал камнеопасен!"

Первые 15 метров явно больше 45°. Без веревки вообще бы не стали спускаться. Остальные 90 метров — согласен.
Хочется добавить. Не канеопасен, а крайне камнеопасен со стороны Шумака.
В общем если это и 1А, то с большой звездочкой. По крайней мере когда нет снега.

Выдержка из описания Л.Е. Стрелюка: "Из-под перевала спуск по моренным валам, придерживаясь правого борта долины. Значительный сброс высоты. Обход большого озера справа ( до него около 30 мин)."

Может по снегу и 30 минут, а по голым крупным и крутым мореннным валам средняя скорость движения не более 400 м/час (это если сухо, и не сильно нагружен рюкзак). А после спуска до озера GPS показывал 2,2 км.
Вот и вся арифметика. Мы шли пол дня.
Да и обходить озеро наверное легче было бы слева. Очень уж круто вниз уходит осыпной берег. Страшно.

Мой совет: Не ходите его без снега.
11.08.2008, 20:01:58 |

hasti: Что-то он тут выглядит не на 1А, а на 2А...

Я бы галочку левее сместил. В левой части гребня сыпуха выходит прямо на гребень. Если так подниматься, то не сложнее 1А.
11.08.2008, 20:18:59 |
Вячеслав ПетухинВиктор, а Вы прямо с того места, где галочка стоит и спускались? Там конечно нехорошо. Левее явно лучше. И мы, насколько я помню именно так и спускались в своё время. Давно, правда (2000 год).
11.08.2008, 20:21:59 |
Виктор ВислобоковЛевее я ходил, там спуск показался еще веселее. Поэтому спукались прямо от тура.
11.08.2008, 20:23:57 |
Константин СухановВиктор Вислобоков: "Может по снегу и 30 минут, а по голым крупным и крутым мореннным валам средняя скорость движения не более 400 м/час (это если сухо, и не сильно нагружен рюкзак). Мы шли полдня."

Полдня — это сильно! Там легко можно сбежать с перевала за 15-20 минут. Да и описание дано для летних условий. Для зимы ниже есть отдельное описание.

"Первые 15 метров явно больше 45°. Без веревки вообще бы не стали спускаться."

Там нет такой крутизны! Если специально не искать.

"Да и обходить озеро, наверное, легче было бы слева. Очень уж круто вниз уходит осыпной берег. Страшно."

"Не канеопасен, а крайне камнеопасен."

Описания перевалов у Леонида Стрелюка достаточно точны. Это описания СПОРТИВНОГО (ни в коем случае не не скоростного) прохождения перевалов; время и пути прохождения указаны для СРЕДНЕПОДГОТОВЛЕННОЙ группы. Сильная мобильная группа пройдёт всё гораздо быстрее.

"В общем, если это и 1А, то с большой звездочкой."

Там всё легко идётся, если правильно выбирать путь.

"Мой совет: не ходите его без снега."

Чем же этот перевал так плох, разве что отсутствием тропы, как на Шумакском?

В общем, Ваша критика описания перевала, да и самого перевала, мягко говоря, неуместны. Вот Вас не удивляет, например, что человек "с дивана", едва научившийся плавать, проходит водную дистанцию в десятки раз дольше, чем спортсмен-пловец? Та же картина в конькобежном и лыжном спорте, гребле, и т. д. Вы считаете, в горах иначе?

12.08.2008, 12:35:59 |
Виктор Вислобоков________________________________________________________________
Константин Суханов: ...В общем, Ваша критика описания перевала, да и самого перевала, мягко говоря, неуместны....
________________________________________________________________

Почему же. Я пытаюсь уберечь от некачественного планирования прохождения тех, кто пойдет после.
Зачастую время года прохожения, и особенно снеговая обстановка очень сильно влияют на сложность прохождения. Я знаю на Кавказе несколько перевалов 1А, которые по снегу проходятся за 1,5-2 часа (от цирка до цирка), а без него — более 4, правда бывает и наоборот.
Сам перевал не плох и не хорош. Как раз подход к нему от р.Зун-Гол (в это время) производит впечатление. Путь по ложбине между голых моренных валов (маленькой, не шумной группой) настраивает на какую то отрешеннось от всего мира. Нигде не было такой "мертвой" тишины.
А описание Л.Стрелюка, в некоторых местах, считаю черезчур оптимистичным.
Может я и неудачно выбрал спуск с перевала. Но пройти 2 км крупной морены за 30 минут нереально (арифметику приводил ранее). Если бы этот путь проходил по фирну — согласен.
12.08.2008, 17:29:24 |

Виктор Вислобоков: Есть 1A и 1А. По крайней мере с Гранатовым 1А или Надеждой 1А Зунгольский 1А сравнивать не стоит.

Здесь надо быть точнее. Гранатовый + Надежда — да довольно простая связка перевалов. А вот любой из этих перевалов сам по себе — довольно неприятен. Известны несчастные случае на этом спуске. Там сбросы и сверху довольно плохо просматривается правильный путь вниз.
12.08.2008, 17:37:14 |
Константин СухановВиктор Вислобоков: "Я пытаюсь уберечь от некачественного планирования прохождения тех, кто пойдет после.
Есть 1A и 1А."

Зунгольский ну никак на 1Б не тянет! Вот Илтыкшинский 1А — сыпуха такой категории в дальнем конце цирка, идти далеко. В силу природной лени мы поднимались скально-травянистым склоном крутизной до 60 градусов (на отдельных коротких участках круче). 60 — это когда стоишь на склоне вертикально, а вытянутая рука достаёт до скалы. Но там почвенные ступени и в скалах большие хапалки: идти легко. Спуск тоже неоднозначен. Но всё же это 1А, не больше. Красавина 1А, тот вообще со скальным поясом. Тоже не 1Б. Долгожданный 1А — очень высокий (это на самом деле вершина), крутой и камнеопасный в сторону Шумака. Тоже 1А.
В Саянах 1А — 1Б идутся легко и неожиданностей не представляют, за исключением немногих 1Б, которые имеют участки 2А — 2Б к. сл. Например, Грозный со стороны Шумака на спуск лучше без верёвки не ходить.
А к. с. — далеко не вся характеристика перевала. Это, всего лишь, субъективная оценка давшего описание первопроходца, в дальнейшем, возможно, так же субъективно скорректированная.
12.08.2008, 18:07:46 |
Вячеслав ПетухинЯ бы всё-таки сказал, что не так всё однозначно с классификацией.
Тот же Красавина, я считаю, стоило всё-таки обозначить как 1Б (для участников без опыта лазанья страховка там будет полезна). Есть 1Б намного проще его. По-моему, Бугатай Восточный 1Б проще. Есть перевал Московский 1Б. Тоже небольшие сбросы, по-моему, ничуть не сложнее, чем на Красавина.
12.08.2008, 18:17:34 |
Константин СухановДа, в классификации сюрпризы встречаются сплошь и рядом. Но всё-таки, Красавина не тянет на 1Б. А лёгкие 1Б нужно "раздевать". Фрам, например, из таких. Вот Ахтунг — "железная" 2А, так же как и Лисий хвост — 1Б. Это я к тому, что на сайте информация несколько иная.
12.08.2008, 18:33:19 |
Виктор ВислобоковДо 1Б Зунгольский все таки не дотягивает. Но нюансы с прохождением все таки есть.
Думаю, неплохо было бы, чтобы кто нибудь отметил правильную перевальную точку на седловине. Хотя я отмечал ранее точку именно перевального тура.

P.S. Почему то не увидел это фото связанным с перевалом.
Т.е. когда выбираешь описание перевала и видишь все фото с ним связанные. Это фото там почему то не фигурирует, а аналогичной фотки я не нашел.
12.08.2008, 18:53:36 |

Константин Суханов: А лёгкие 1Б нужно "раздевать". Фрам, например, из таких. Вот Ахтунг - "железная" 2А, так же как и Лисий хвост - 1Б. Это я к тому, что на сайте информация несколько иная.

Насчёт Фрама сам утверждать ничего не берусь. Но вот у Олега Зубкова очень неприятные впечатления от него. Хотя, видимо, там не столько технические сложности, сколько просто неприятный спуск. Который осложнялся мокрыми камнями и наличием маленького ребёнка.
Ахтунг сейчас стоит именно 2А (правда, в списке остался 1Б-2А, сейчас поправлю).
Насчёт Лисьего хвоста тоже есть небольшая техническая ошибочка. А по сути — мне кажется, что вы всё-таки не нашли правильного кулуара. Там они загибаются и снизу такое впечатление, что кулуар тупиковый. По крайней мере, мы проходили в одном походе Красавина и Лисий Хвост и у наименее подготовленной участнице на Красавина были трудности, а на Лисьем Хвосте всё нормально. Ну и ещё те, кто его называли (правда, они насквозь не проходили, но по их словам полностью разведали), дали ему 1А. Я же после прохождения написал 1А-1Б. Но в принципе, я согласен, есть 1Б и попроще. Вобщем, пусть будет 1Б. Сейчас исправлю.
12.08.2008, 20:55:45 |

Виктор Вислобоков: Почему то не увидел это фото связанным с перевалом.

Это из-за того, что Вы вместо "Зунгольский" выбрали "Зунгольский Южный", а это совсем к другому Зун-Голу имеет отношение. И я только на второй фотографии это заметил, а эту пропустил. Сейчас уже добавил.
12.08.2008, 21:03:37 |
Константин СухановСлава, Фрам я ходил несколько раз (правда, давно), и его несоответствие 1Б — не только моё мнение. Со стороны Ихе-Булная перевал неоднозначный, может, в этом причина неприятных ощущений? Технических сложностей там нет. Но первопроходцы дали 1Б.
На Лисьем Хвосте мы ушли в правый по ходу скальный карман, на первый взгляд заканчивающийся стеной. Оттуда скалами вышли на ригель, разделяющий кулуар в месте каменной пробки. По виду и описаниям Славы Завьялова, путь влево сложнее (после пробки там неприятный наклонный траверс над сбросами). Да и дальше крутизна сохраняется при высокой камнеопасности. А Вы как шли, влево?
12.08.2008, 21:16:30 |
Мы Лисий Хвост шли в другую сторону. И явно не по правому (если смотреть снизу) кулуару. С седловины немного вниз, потом направо. Потом есть первый кулуар, который пропускаем, уходим ещё правее и уже там спускаемся. Эти переходы просто пешком, а самое сложное место — небольшие сбросики вот здесь на фотке. Идётся прямо там, где показана стрелка вниз.
Слава Завьялов, насколько я могу судить, как-то не так прошёл.
12.08.2008, 22:08:14 |
mowgli

Константин Суханов:  Вот Илтыкшинский 1А - сыпуха такой категории в дальнем конце цирка, идти далеко.

Кстати, Константин, мы недавно, вероятно, вашу записку сняли оттуда. Что-то про "группу пожилых людей, побывавших на Херу"? И про "ацкий Ахтунг"? без подписи, но стиль вполне запоминающийся :)

Мы в этот раз добавили в копилку "ацких" перевалов еще один — с Булыка на Хэр. Высоченный, почти 3000 метров. Но не сложнее 1Б, найти его только непросто. Назвать хотели сначала Апогеем (в пику Славиному Апофеозу и тому же Ахтунгу :))), но потом Олег передумал. А еще был неплохой вариант названия — Хэрбулык — звучно и географически точно ;)

Насчет спорных категорий перевалов. Вот мы в этот же раз прошли Белоруссию (2А) и Медвежий (1Б). Медвежий чуть-чуть полегче, но все равно его очень неприятно было проходить, а уж если по плохой погоде — так вообще труба. Там скальная пробка метров 5-6 в единственном "небезумном" кулуарчике, очень узком и крутом, под самым перевалом (на спуске в сторону Шумака). На Белоруссии — 3 скальных пробки (на спуске в сторону Билюты), но из них серьезная только одна средняя. Так что они почти одинаковые, на мой взгляд. В общем, я бы Медвежьему дал 2А. А вот перевал Лавинный (1Б) Олег предлагал "раздеть" до 1А — во всяком случае, он не сложнее Долгожданного, по его словам.
23.08.2008, 21:46:38
Марина ВасильеваГлядя на фото, и вспоминая как ходила там когда-то с группой студентов (эту сторону шли на подъём, после дождя, было сыро), могу сказать, что Зун-Гольский, действительно, 1А, и не выше. Главное — найти оптимальный путь, а это чуть левей. И нет там такой крутизны, как кажется на снимке. Крутизну можно увидеть только сбоку, а не в анфас. Когда подходишь ближе, то перевал "ложится", и проходится там всё спокойно ногами.