|
Сибирское барокко II |
|
|
| ||||
Эраст Бутаков | Это не Барокко, но всё равно красивый геометрический снимок. | |||
29.09.2008, 21:33:09 | | ||||
Игорь Евдокимов | Этот архитектурный стиль XVIII в. со сложными терракотовыми формами и рельефными орнаментами называется именно «Сибирское барокко». Встречается только в Сибирских городах преимущественно в Иркутске и Томске. | |||
29.09.2008, 21:58:28 | | ||||
Эраст Бутаков | Серьёзно? "Сибирское Барокко"? Что ж, надо почитать. Благодарю! | |||
29.09.2008, 22:02:52 | | ||||
Игорь Евдокимов | У этого стиля есть свои отличительные черты — восточные мотивы возможно с азиатскими корнями, то, что Вам Эраст наверняка встречалось в Монголии. | |||
29.09.2008, 22:31:44 | | ||||
И. Фефелов | Кстати о нём. Это у меня какие-то галлюцинации или же действительно кому-то еще приходят тоже в голову мысли, что в декоративных элементах архитектуры собора Богоявления есть кое-какие мотивы тибето-бурят-монгольской архитектуры ? Особенно они проявились после того, как собор относительно недавно перекрасили. | |||
29.09.2008, 22:41:07 | | ||||
Игорь Евдокимов | Игорь, то, что касается архитектура Собора Богоявления то там действительно превалирует «Сибирское барокко», но самое интересное в архитектуре этого храма то, что при отделке наружных стен применены изразцы. На этих изразцах языческие символы Ярило, Полкан, Птица Сирин. | |||
29.09.2008, 22:50:47 | | ||||
И. Фефелов | Тоже интересно. А я намекал, в частности, на форму наружной обделки окон. | |||
29.09.2008, 23:12:38 | | ||||
Игорь Евдокимов | (А я намекал, в частности, на форму наружной обделки окон.) Да. Особенно с южной стороны собора. | |||
29.09.2008, 23:23:27 | | ||||
Wladimir | Игорь, а что за здание на фото? | |||
30.09.2008, 00:42:18 | | ||||
Игорь Евдокимов | Крестовоздвиженская церковь. Северная сторона. | |||
30.09.2008, 07:37:00 | | ||||
yuriy kuznetsov | Ну, вот. Какое интереснейшее обсуждение, просветительско-познавательное, а кто-то из-за личных мелких обид предлагает убрать комментарии. | |||
30.09.2008, 09:53:16 | | ||||
ПОЖИДАЕВ ВЛАДИМИР | Предлагаю найти и прочитать статью "ВОСТОЧНЫЕ МОТИВЫ В ЦЕРКОВНОЙ АРХИТЕКТУРЕ СИБИРИ" Уильям Крафт Брамфилд о восточном и азиатском влиянии на культовую архитектуру. Есть сведения о церквях Иркутска и Иркутской области. Там же прилагается большой перечень литературы на эту тему. | |||
01.10.2008, 09:08:01 | | ||||
Игорь Евдокимов | У этого америкоса Brumfield (Брумфильд) William C. весьма предвзятое и искаженное мнение о нашей истории и архитектуре. | |||
03.10.2008, 11:12:46 | | ||||
Иван Косицкий | Есть книжка "Иркутское барокко", вышедшая в 1993-м году в Москве. Альбом с фотографиями зданий, икон и предметов декоративно-прикладного искусства. Тексты написаны сотрудниками иркутского худ. музея. Тема восточного влияния на стиль там тоже поднимается. В частности (и это, пожалуй, самый яркий пример), на северной стене Крестовоздвиженской церкви присутствует буддистское восьмиспичечное колесо (см. данное фото). Здесь оно, конечно, является чисто декоративным элементом, без всякого символического подтекста. Но восточные влияния — это вовсе не основные стилеобразующие мотивы сибирского барокко. Стиль этот глубоко самобытен и появился в результате развития древнерусской художественной традиции в местных условиях, а также под влиянием барокко украинского (от последнего — грушевидные купола) и западноевропейского. Впрочем, посторонние влияния глубоко перерабатывались местными мастерами, в результате чего мы имеем совершенно неповторимый художественый стиль. И ярчайший его пример — как раз Крестовоздвиженский храм. Что же до Богоявленского храма — то это тоже барокко, но скорее московское: он на 40 лет старше Крестовоздвиженского, при его строительстве просто пользовались готовыми стилевыми приемами. Он довольно обычен для России конца 17-го века. А языческие мотивы в декоре древнерусских храмов — дело обычное, ни Сибирь, ни стиль барокко здесь ни при чем. Возьмите хотя бы Дмитриевский собор во Владимире, 12-го века. Среди сотен резных белокаменных фигур на его стенах всего штук сорок — христианские, остальное — из времен незапамятных, до-письменных и, конечно, до-христианских. И что интересно — многие мотивы родственны т.н. скифо-сибирскому зверинному стилю. Во как! ...Уф-ф! | |||
06.10.2008, 03:55:01 | | ||||
ПОЖИДАЕВ ВЛАДИМИР | Согласен с Вами, Иван, и хочу добавить, что присутствие нехристианских символов в культовом зодчестве тех давних времён, как 12 век, неудивительно, скорее закономерно. 12 век недалеко отстоит от официальной христианизации Руси, и потому влияние языческих персонажей ещё не было потеряно, тем более, что некоторые языческие праздники почитаются до сих пор. Что касается куполов грушевидной формы, то украинское барокко обогатилось этим элементом от византийской культуры, т.е. является азиатским влиянием. Первоначально в русском зодчестве церкви венчались конусовидными огранёнными куполами. | |||
06.10.2008, 08:55:03 | | ||||
Иван Косицкий | Украинское барокко никак не могло обогатиться грушевидными куполами от Византии, потому что Византия пала за 300 лет до появления украинского барокко. Классический каменный византийский купол — полусферический, как внутри, так и снаружи, и символизирует собою небесный свод. В таком виде эту форму восприняла древняя Русь, но с течением времени переделала ее либо в луковичный купол на деревянном каркасе, либо в шатер (вы, наверно, этот элемент имели в виду, говоря о "конусовидных ограненных куполах"). И та и другая форма появились в результате приспособления символического языка византийского каменного зодчества под технические приемы более свойственного для Руси деревянного зодчества. Что же до грушевидных куполов — это все же изобретение западноевропейского барокко, воспринятое Украиной в 17-м веке конечно же от Польши и затем "переданное" ею Московской Руси — Российской империи (самый яркий пример — Новодевичий монастырь в Москве). Но интересно, что лучше всего эта деталь прижилась именно в Сибири, за тысячи верст от Украины. Что говорит о сильном и широком влиянии украинской культуры на русскую в те времена. (Вспомним хотя бы, кто был по происхождению святитель Иннокентий Иркутский). | |||
06.10.2008, 17:21:08 | | ||||
Wladimir | Навряд ли святитель Иннокентий Иркутский, проживший в городе менее четырёх лет, оказал большое влияние на архитектурные стили церквей в Восточной Сибири. Да и церковь возвели попозже, после его смерти. А украинцы той эпохи, скорее ощущали себя русскими (может даже более русскими, чем москвичи), за что и ценили их православных пастырей, отправляя на миссионерскую деятельность в Сибирь, Китай. А купола Крестовоздвиженки, конечно имеют много общего с куполами Западной Руси. Но всё же не стоит пытаться показывать стиль "сибирского барокко" как упрощённое заимствование из европейских и западнорусских архитектурных традиций, ведь восточные мотивы явственно присутствуют, что и создаёт в комплексе совершенно новый архитектурный стиль. Не забудем, что к моменту начала строительства церкви вовсю развивалась государственная караванная торговля с Китаем, купечество требовало частной инициативы в торговле и мода на восток была в каждом зажиточном иркутском доме, что отразилось и в храмовом строительстве. | |||
08.10.2008, 21:49:27 | | ||||
Иван Косицкий | Думаю, что на миссионерскую деятельность отправляли не тех, кто ощущал себя РУССКИМИ, а тех, кто ощущал себя прежде всего ХРИСТИАНАМИ. Украинцы той эпохи не только ощущали, но и называли себя русскими, что не мешало им быть все же особой нацией, отличной от москалей. Что, в свою очередь, впрочем, не мешало им успешно проповедовать христианство. Во Христе, как известно "несть ни иудея, ни еллина" (Послание к Евреям ап. Павла). Что же сибирского барокко, то все же иркутские храмы 18-го века — это не китайские пагоды, а строения, глубоко укорененные именно в восточноевропейскую традицию культового зодчества. Это моноцентричные куполные сооружения — то, что сложилось в Византии примерно к 10-му веку и разошлось оттуда по всем уголкам православного мира. И было православным миром принято, "усыновлено" и преработано затем на местах в соответствии с гением каждого отдельно взятого места. Если же, как Вы считаете, основополагающим признаком сибирского барокко являются восточные заимствования, то причем здесь вообще термин "барокко"? Назвали бы тогда просто — "сибирский стиль". Так нет же, ведь приплели зачем-то итальянское словечко. Видимо все-таки не спроста... | |||
11.10.2008, 07:37:36 | | ||||
Sergey Sergeevich | Шесть стилей деревянного Иркутска — http://www.vsp.ru/social/2012/02/24/519796 "Автор публикации в "Восточке": Егор ЩЕРБАКОВ Почему в Иркутске происходит уничтожение исторической застройки? Действительно ли она является помехой для развития города? Возможны ли перспективы развития Иркутска без уничтожения исторической городской среды? Свои ответы на эти вопросы изложил член-корреспондент Российской академии архитектуры и строительных наук Марк Меерович, который по инициативе фонда «Байкалия» 18 февраля прочитал публичную лекцию, посвящённую неофициальному историко-культурному наследию города. В числе слушателей оказался корреспондент «Сибирского энергетика» " "... Первый, имеющий все основания считаться уникальным, – это сибирское барокко. «Удивительный, редчайший, абсолютно необъяснимый стиль, до сих пор неизвестно, откуда он взялся», – подчёркивает Меерович... ... Второй стиль – классицизм, распространённый не только в Иркутске, но и в других городах России. ... Третий стиль архитектор условно называет древнерусским языческим. ... Впрочем, встречается в Иркутске не только славянский декор, но и восточные мотивы, что неудивительно, поскольку в городе постоянно живёт мощная бурятская диаспора, а до революции существовало весьма многочисленное китайское сообщество. — (восточный стиль — прим. моё) ... Ещё один характерный для деревянного Иркутска стиль – модерн. Встречаются и сочетания трёх-четырёх стилей. " Кстати: "17 марта 2012 года, в субботу в университете фонда "Байкалия" с публичной лекцией выступит известный историк иркутской архитектуры, архитектор-исследователь Елена Робертовна Ладейщикова. Начало в 11.00. Тема лекции: "Деревянный Иркутск: типы жилых домов". Деревянная застройка на дореволюционной и современной карте Иркутска. Деревянный дом: функции и архитектура. Расписание: 11.00-12.15 лекция 12.15-12.30 чай, кофе 12.30-13.30 — продолжение лекции, ответы на вопросы, обсуждение " Это в помещении ЦНСИО, ул.Ленина, д. 6 (дом ЕврАзия на пл. Кирова) — контакты: http://irk-center.ru/?rubr=1 | |||
17.03.2012, 02:21:52 | | ||||
Рябина о | Да... КРАСОТА !!! Заимствование- странная вещь. Шестиконечная звезда (символ Дома Давидова, и, сответственно, мессии- Иисуса Христа), наровне с рыбой- символы ранних христиан. Иудеи заимствовали её, как религиозный символ только в пятом веке н. э. ( до этого символом был восьмисвечник- Иерусалимский Храм). Связано это с потерей надежды на строительство третьего Храма без Божьей помощи (их ожидаемый мессия тоже потомок Давида). По- моему (ИМХО конечно), элементы Звезды Давида явно видны над дверью... | |||
17.03.2012, 04:01:30 | | ||||
| ||||
Сообщения могут оставлять только зарегистрированные пользователи.
Для регистрации или входа на сайт (в случае, если Вы уже зарегистрированы) |