Природа Байкала | Кая в среднем течении

автор:Sergey V
дата съемки:4 октября 2008
дата публикации:7 октября 2008

yuriy kuznetsovВся долина Каи и сама река красивы тихой не броской красой и зимой и летом. Трудно поверить, но в конце 19-го века на ней был промышленный лов рыбы, а в сегодняшнем пос. Мельниково стоял каскад мельниц.
Долина была благодатным краем для всякого зверья. В начале 50-х в районе Первомайского устраивали загоны на коз и били из десятками. Было много лосей. Ещё в начале 60-х зимой попадались их следы. А сейчас зимой только глухари с выгрезенными рысью желудками, да изредка следы коз.
07.10.2008, 13:43:00 |
Sergey VНадо сказать, что на днях, катаясь по долине Каи, по левому ее берегу, встретили довольно много следов кабанов. А немного подальше, примерно в километре от сворота дороги на "ферму скаутов" — множество медвежьих следов. Забавно было на велосипеде объезжать эти фиолетовые кучки..
А информация Юрий, очень интересная. Мое раннее детство прошло как раз у берегов Каи. Почему-то больше всего врезалась в память колонна заключенных под конвоем. Они шли вдоль берега реки со строительства Жиркомбината.
07.10.2008, 23:01:01 |
yuriy kuznetsovСергей, по правому берегу мы лет десять не ходим. Там были тогда варварские воровские порубки и были изуродованы лесные дороги, по которым проходили наши лыжни из Иркутска в Б. Луг. Кое кто из наших решительных ребят по своему пытался остановить этот беспредел. Ломали рычаги у трелёвочников и другой техники, а толку то. Пытались привлечь внимание властей, но уже начались "реформы".
А зверинные следы, это хорошо. За водораздельчиком от истока Каи начинается река Зун-Мурэн. По описаниям очень медвежий край.
Детские души впечатлительны и добры, вот и запомнились Вам колонны заключённых. Ребёнок ведь не понимает, что эти люди кому-то принесли тяжёлое горе, кого-то убили, искалечили и проч. Ещё больше заключённых было на строительстве Ново-Иркутской ТЭЦ.
08.10.2008, 09:45:06 |
Sergey VДороги по ЛЕВОМу берегу как раз до истока Каи весьма неплохие для велосипеда, по крайней мере если не прошли дожди. А вот весь подъем и до верхней точки лесовозы сильно разбили и размесили.
По правому насколько я понимаю ходят только зимой на лыжах. Летом — слишком много болот.
08.10.2008, 11:16:37 |
yuriy kuznetsovУже на чертеже Иркутска за 1701 год видно, что здесь, на ангарском берегу, стоят заимки, а на речке Кае – государева мельница.
« Да вверх по Иркуту реке на посторонней речке Кае мельницы великого государя, амбар, в нём двои жернова на ходу со всяким мельничным заводом, да у той мельницы амбар до изба…» — летопись1696 года. Службу на мельнице нёс Афонька Карпов, и дети его поставили там дома и звались детьми Мельниковыми, и весь район стал называться Мельниково. Речка Кая была полноводной и богатой – её даже отдавали в рыбный кортом, то есть для рыбного промысла . Своё название она получила от Кайской горы, а сама гора носила имя «Хай», что означает «камень». В горе была каменоломня, и мастер Васька Каменщик доставлял камни к острогу на строительство Спасской церкви, тесал из песчаника жернова.
13.10.2008, 17:10:05 |
И. ФефеловНебольшое уточнение: "хай" означает "камень" в том же смысле, в каком это слово значит в названиях типа "Андриановский камень", "Камни Потайные" и т.д. Т.е. точнее будет "скала" или "крутая гора", в последнем случае иногда даже не обязательно скалистая.
13.10.2008, 18:03:38 |
Александр Мамонтов

Sergey V:  Надо сказать, что на днях, катаясь по долине Каи, по левому ее берегу, встретили довольно много следов кабанов. А немного подальше, примерно в километре от сворота дороги на "ферму скаутов" - множество медвежьих следов. Забавно было на велосипеде объезжать эти фиолетовые кучки..........

Вопрос на засыпку или консультацию поимевших такое "счастье". Интересно что страшнее. Нарваться на мамашу с медвежатками или на семью кабанчиков? ;).
13.10.2008, 21:50:27 |
И. ФефеловНа мамашу с медвежатками. Медвежатки бестрашны, в отличие от кабанчиков. То есть могут и пойти познакомиться... хотя осенью уже вряд ли, подросли. А кабаны у нас более пуганые, тем более опять же если подросшие — убегут задолго до того, как нарвешься, да и взрослые за таких уже менее беспокоятся.