Природа Байкала | Литовская "печальная повесть" в граните

Литовская "печальная повесть" в граните

автор:Jelena Pytel
дата съемки:ноябрь 2008

Jelena PytelВот похожий памятник,католический, даже еще более мудреный — дерево и крест на вершине. Обрубков ветвей и корней — "не сосчитаешь". Старое кладбище около г. Тельшяй, Литва
02.12.2008, 18:25:04 |
Иван Косицкий...Не в тему памятников в виде обрубков дерева, но наверно стОит написать.
Тем более, что переплетаются темы литовских могил и Прибайкалья. Думаю, Елене, да и не только ей, может быть интересно.
Есть старое литовское кладбище в верховьях речки Тальцинки — той, что впадает в Иркутское водохранилище перед музеем деревянного зодчества на 47-м км Байкальского тракта. Занесло однажды в 87-м году на лесной кордон в тех местах. Мужики с кордона показали несколько могил в лесу, оставленных, судя по всему, литовскими ссыльнопоселенцами сталинского времени. На могилах — двухметровые кресты, очень аккуратно вырезанные из дерева, с вырезанными же надписями на литовском: имя-фамилия, годы жизни (все, насколько помню, умерли в 40-х 50-х годах) и определение "LIETUVAS ..." — дальше слово, которое не запомнил, но по смыслу, видимо, обозначающее "переселенец". Сохранность могил в то время была хорошей.
В тех же годах на иркутском ж-д вокзале встретил группку молодежи в красно-желто зеленых кепках. Разговорились. Оказалось, ребята приехали из Литвы специально, чтобы установить в окрестностях Иркутска места захоронений литовских ссыльных. Я как раз направлялся в Листвянку и рассказал им об этом кладбище. Мы вместе сели в листвянский автобус, и ребята вылезли около р. Тальцинки, откуда по моим крокам направились к кладбищу.
Добраться до этого места не так сложно. От тракта по левому (орографически) берегу Тальцинки шла хорошо накатанная грунтовка (песчаная, насколько помню). Км через 8 дорога переходит по мостику на правый берег и упирается в кордон. Постройки его, видимо, сохранились в каком-то виде и по сей день. Кладбище — в непосредственной близости от кордона, в лесу, кажется, метрах в 100 к северу.