|
Церковь в Листвянке |
|
|
Олег Берлов | Расположена в Крестовской пади. |
15.12.2008, 13:28:26 | | |
yuriy kuznetsov | Церковь Никольская (Николая чудотворца, покровителя моряков). Наверное все знают знаменитый морской (Никольский) собор в Ленинграде. До создания иркутского моря стояла в селе Никола. Была перенесена. 9-го мая каждый год в селе Никола проходили яркие праздники в честь Николая. Были весёлые и очень многолюдные. Съзжались люди из окрестных мест. |
15.12.2008, 16:42:07 | | |
Олег Берлов | yuriy kuznetsov: Церковь Никольская (Николая чудотворца, покровителя моряков). Точно! Фотку кумпола добавлю завтра. |
15.12.2008, 17:34:43 | | |
Надежда Степанцова | Листвянцы говорят — Святоникольская. |
15.12.2008, 19:46:19 | | |
георгий борисов | yuriy kuznetsov: Может быть не 9 -го, а 22 -го мая? Ведь дни памяти Святителя Николая Чудотворца празднуют: 22 мая — день прибытия мощей в город Бари (так называемый «Никола вешний») и 19 декабря — день кончины (так называемый «Никола зимний»). То есть в эту пятницу 19 декабря у Никольской церкви храмовый праздник! Так что всех присутствующих с наступающим праздником в честь Святителя Николая! |
15.12.2008, 20:39:19 | | |
Иван Косицкий | Все правильно, 9-го мая — это как раз 22-го по старому (юлианскому) календарю, который использует Русская Православная церковь (греки перешли на новый стиль). Можно называть и Никольской и Свято-Никольской. А то, что она стояла до создания Иркутского моря в Николе — это типичная ошибка, которую все повторяют. На самом деле история интереснее. В истоке Ангары, на месте теперешнего села Никола, а именно там, где сейчас располагается пансионат "Анастасия", действительно с конца 17-го века существовала деревянная часовня, посвященная покровителю моряков — святителю Николаю. "Часовня Никольска" в этом месте обозначена на известном "Чертеже Сибирской земли" Семена Ремезова. Где-то в середине 18-го века (не помню точную дату) часовня преобразовывается в церковь. В 20-х годах 19-го века известный иркутский купец Ксенофонт Сибиряков (строитель и первый хозяин "Белого дома") закладывает рядом со старым зданием Никольской церкви новое, большее. Существует предание, что К.Сибиряков однажды попал в бурю на Байкале и дал обет построить этот храм, если останется жив. Старый храм предполагалось впоследствии разобрать, но судьба распорядилась иначе. Новое, деревянное же, здание освятили в 1844-м году, а уже через четыре года, по предложению иркутского архиепископа разобрали и перенесли на 4 версты, ближе к мысу Лиственичному, и поставили в устье пади, которая располагается между падью Крестовой и нынешним Лимнологическим институтом. Это место и сейчас можно видеть — оно, кажется, еще не застроено, и там до сих пор растет кедр, посаженный в свое время у крыльца храма. Старый же Никольский храм остался на своем родном месте, в Николе. Таким образом памятник как бы "раздвоился" — с 1848-го года в соседних селах действовали сразу ДВЕ Никольских церкви. Большевики, конечно, оба храма закрыли и разорили. Но после войны, когда Сталин сделал религии некоторое послабление, храм в Листвянке вновь отдали верующим. А в 1953-м году, всвязи с предполагавшимся подъемом уровня Байкала из-за постройки плотины в Иркутске, ВТОРИЧНО за его историю, перенесли — на этот раз за 500 м от берега, на место, где он стоит по сей день. А старый храм в Николе благополучно простоял до 80-х годов прошлого века, использовался как клуб, и сгорел, кажется, в 1989-м году. Осталась одна алтарная часть, которая пееревезена и законсервирована в музее Тальцы. Вот, на самом деле история несколько более витиевата! Надеюсь, я вас ею не утомил? |
16.12.2008, 05:33:25 | | |
Олег Берлов | Иван, спасибо за интересный рассказ! |
16.12.2008, 09:06:21 | | |
Олег Берлов | Святоникольский купол |
16.12.2008, 13:48:52 | | |
Иван Косицкий | Да, надо бы прибавить, что теперешний облик храма сильно изменен по сравнению с первоначальным (1844-го года), потому что в 30-е годы прошлого века закрытый храм лишился колокольни и купола, и они были при переносе восстановлены в несколько измененном виде. Дощатая обшивка, резной декор — также новые, 50-х годов. Не уцелел, естественно, и первоначальный интерьер. Нынешний иконостас написан в 50-е годы (кроме икон нижнего яруса). Но при открытии храма после войны власти разрешили взять некоторое количество икон из разоренных иркутских храмов (которые к этому моменту были стащены в Крестовоздвиженскую церковь, тоже закрытую). Т. обр. теперешний набор храмовых икон несколько случаен, но есть в нем очень интересные экземпляры, в т.ч. и великолепные образцы сибирского барокко 18-го века (две вошли в книгу "Иркутское барокко", обе — Св.Николая). Есть образ святителя Тихона Задонского, предположительно из иконостаса разрушенного иркутского кафедрального Казанского собора — икона огромная, написанная в Сергиевом Посаде в год, предшествовавший освящению собора. Икона сразу обращает на себя внимание своими размерами и золотым фоном (стОит у прерднего левого столба, ближе к входной двери). Есть любопытный образ, написанный к 300-тлетию Дома Романовых, с набором святых, соименных особам, царствовавшим в России с 1613-го по 1913 год (эти даты выгравированы на полях иконы, по бокам; там же — двуглавые российские орлы, эмблемма, на русских иконах обычно не присутствующая). Висит на правой стене, за свечным прилавком. Сведения о восстановлении и "экипировке" храма получил непосредственно у женщины, этим восстановлением руководившей — Татьяны Павловны ... (забыл, к сожалению, фамилию — в храме ее должны помнить), скончавшейся в Листвянке в конце 80-х годов. |
16.12.2008, 19:03:12 | | |
георгий борисов | Иван Косицкий: Все правильно, 9-го мая - это как раз 22-го по старому (юлианскому) календарю, который использует Русская Православная церковь В церковных календарях пишут так: 9- го мая по старому стилю, а 22 — го по новому стилю. Если посмотреть календарь на сегодняшний день (например, вот здесь: http://www.canto.ru/calendar/index.php ), то видим: "Сегодня Вторник, 16 Декабря 2008 года (3 Декабря 2008 по ст.ст.) Седмица 27-я по Пятидесятнице". То есть по православным календарям: Рождество Христово 25 декабря по старому стилю — празднуем 7 января, Крещение Господне 6 января по старому стилю — празднуем 19 января. Значит и день памяти Святителя Николая Чудотворца по старому стилю 9 мая и 6 декабря, а по новому празднуем 22 мая и 19 декабря. Перед наступающим Новым Годом и Рождеством хочется вспомнить и о том, что однажды св.Николай помог своими подарками трем девушкам выйти замуж. И эта история переросла в традицию незаметно подкладывать детям подарки на Рождество, а сам Николай Угодник стал прообразом Деда Мороза. |
16.12.2008, 22:29:31 | | |
Олег Берлов | георгий борисов: а сам Николай Угодник стал прообразом Деда Мороза. И Санта-Клауса ;-)) |
17.12.2008, 08:36:35 | | |
yuriy kuznetsov | Иван Косицкий "Все правильно, 9-го мая — это как раз 22-го по старому (юлианскому) календарю, который использует Русская Православная церковь (греки перешли на новый стиль)." Иван Вы не правы, как раз наоборот. Небольшая справка, думаю она будет интересна. Я не прав, что не сказал, что 9-е мая по юлианскому календарю. Причина разницы в числах календаря это разница длины звёздных и солнечных суток. Звёздные (ИСТИННЫЕ) сутки на 3 мин 56 сек короче средних солнечных. Этого юлианский календарь не учёл. Поэтому по количеству дней от рождества Христова к середине 16-го века разница составила 10 суток. Мерило – дни равноденствия. 24 февраля 1582 года папа Григорий XIII издал специальную буллу о введении нового календаря, дополнительно неточность была исправлена и счёт дней передвинут на 10 суток ВПЕРЁД, а календарь стал называться григорианским. К нашему времени эта поправка достигла 13-и суток. |
17.12.2008, 13:45:54 | | |
Виталий Штырц (Саныч) | Что-то я запутался со "старым" и "новым" стилями. Растолкуйте, пожалуйста. Например, ВОСР была 24 октября по старому стилю, по новому — 7 ноября. Т.е. к сторому стилю прибавляем 13 дней и получаем дату в новом стиле. Почему тогда "сарый Новый год" отмечают 14 января? |
18.12.2008, 00:07:34 | | |
Roman Hlond | С вниманием я прочитал все коментарии — очень интересное ! Находятся ли в Листвяке Святыни — или часовни — других христянских признаний ? |
02.05.2014, 06:01:15 | | |
Юрий Кузнецов | Запоздало для Витали Штырц. Потому что новый год по григорианскому календарю наступает на 13 дней РАНЬШЕ, чем по юлианском, а старый новый год отмечается именно по юлианскому. |
02.05.2014, 19:07:46 | | |
Roman Hlond | Przykro mi, mój komentarz po polsku brzmiał tak: " Z zainteresowaniem przeczytałem wszystkie komentarze — bardzo interesujące ! Czy w Listwiance znajdują się także inne Świątynie /lub kaplice/ innych wyznań chrześcijańskich ? " Serdecznie pozdrawiam rh:) |
02.05.2014, 19:33:32 | | |
И. Фефелов | Roman Hlond: Находятся ли в Листвяке Святыни - или часовни - других христянских признаний ? Насколько знаю, часовен или культовых сооружений других конфессий там нет. |
02.05.2014, 19:38:44 | | |
Георгий Борисов | Roman Hlond: Находятся ли в Листвяке Святыни - или часовни - других христянских признаний ? Есть только католический пастырский пункт |
02.05.2014, 22:41:21 | | |
Roman Hlond | George Borysow:Большое спасибо ... Dziękuję bardzo...Thx :) |
02.05.2014, 23:04:45 | | |
Георгий Борисов | Roman Hlond: George Borysow:Большое спасибо ... Dziękuję bardzo...Thx :) Не за что, Роман! Сегодня с супругой были в Листвянке, попутно сделал снимок этого Пастырского пункта: |
04.05.2014, 22:31:01 | | |
Сообщения могут оставлять только зарегистрированные пользователи.
Для регистрации или входа на сайт (в случае, если Вы уже зарегистрированы) |