Природа Байкала | Круговая панорама с перевала Ясный

Круговая панорама с перевала Ясный
Для просмотра в режиме лупы нажмите Shift
Эта фотография большого размера (3529963 байт)
Она же в виде 3D-панорамы

Круговая панорама с перевала Ясный

автор:Сергей Зубков
дата съемки:9 августа 2008
дата публикации:22 января 2009

Рассказ "Как аргонавты в старину"

Сергей ЗубковБуду потихоньку выкладывать панорамки с летнего похода, возможно, потом объединю в один фотоотчет.

Олег тем временем готовит отчет текстом с обычными фотографиями.

Как обычнно, кому не жалко трафик, рекомендую сразу смотреть большие версии, т.к. те, которые Слава называет "нормального размера", приходится ужимать "до не могу", и в них почти не остается деталей, в которых весь кайф.
22.01.2009, 05:11:46
Евгений РензинТем не менее, их вполне достаточно, чтобы заявить: "Перевал Ясный не тянет на 1Б!". Сергей, может, я что-то не разглядел?
22.01.2009, 10:32:32 |
Вячеслав ПетухинДа, верёвку на Ясном использовать практически негде. Но по фотографии утверждать это нельзя — спуск на Левую Билюту просматривается далеко не полностью.
22.01.2009, 11:30:01 |
Евгений РензинВыходит, что я не ошибся. Отчего же здесь, где ты, Слава, царь и бог, перевалу присвоена 1Б?
22.01.2009, 12:14:20 |
Вячеслав ПетухинЖеня, видишь ли, пересмотреть категории везде не получится — не по всем перевалам есть информация. Поэтому я пересматриваю только там, где уж явно категория не соответствует и у меня в этом никаких сомнений нет. В данном же случае, я был на этом перевале последний раз 11 с половиной лет назад. Так что составить по памяти точное описание и на основе его утверждать, что категория та или иная, я не берусь.
22.01.2009, 12:34:39 |
Евгений РензинТогда давай попросим Сергея это сделать. А то очень мне не нравится, таскать на себе верёвку и железяки туда, где они, г-хм, совсем не нужны!
И уж если зашла речь о категориях, то настаиваю на том, что у пер. Именинник она 1А.
22.01.2009, 13:01:13 |
Сергей ЗубковНа мой взгляд, он все-таки ближе к 1Б, хотя я, честно говоря, не знаю строгих критериев, по которым отличают 1А от 1Б.

Как я себе это интерпретирую, 1А — это там, где есть однозначный путь прохождения без лазания и не надо особо выбирать, где бы пройти, чтобы полегче. Так вот здесь как раз надо выбирать, потому что это не совсем очевидно.

Там при подъеме с Билюты скальные стеночки в центре, мы их обошли справа по скальным полкам. Там довольно-таки камнеопасно, но этот участок не сильно длинный. Если не соваться в лоб, никаких веревок там не надо даже по мокрой погоде — летом, естественно.

Олег в своем отчете вроде более подробно описал наш подъем, скоро выложит.
22.01.2009, 16:03:48
Сергей ЗубковВот вид со стороны Билюты
22.01.2009, 16:13:01
Евгений Рензин1.Категории перевалам присваивают по их типичному состоянию в июле-августе.
2.При выборе категорий учитываются все признаки (крутизна, необходимость и количество точек страховки, протяженность определяющего участка). Т.е. если крутизна 40 градусов (что отвечает категории 1Б), но страховка не требуется, то присваивается 1А.
...
Сергей, если интересно, почитайте здесь http://www.grusha.ru/turizm/metodika/kat_tr_pereval.htm

Исходя из вашего описания, перевал всё-таки 1А.
23.01.2009, 00:09:14 |
Олег Петров

Сергей Зубков: ... я, честно говоря, не знаю строгих критериев, по которым отличают 1А от 1Б.

За вычетом ледников, коих здесь нет, это длина определяющего (наиболее сложного) участка в 40-50 метров( в 1А таких участков нет — всё простое до 30 градусов), крутизна осыпного склона — от 20 до 45 градусов, наличие несложных скал и необходимость перильной страховки http://www.mountain.ru/mkk/tss_russia/evsktm.shtml или http://www.mountain.ru/useful/dictionaries/2006/klass/kavkaz.shtml
Текстом http://www.grusha.ru/turizm/metodika/kat_tr_pereval.htm лучше не пользоваться — это древний документ 1971 года почему-то с новой преамбулой — халтурят создатели http://wiki.tssr.ru/
В частности там отсутствуют осыпные склоны от 30 до 45 градусов...
23.01.2009, 09:17:45 |
Олег Петров

Евгений Рензин: ...Т.е. если крутизна 40 градусов (что отвечает категории 1Б), но страховка не требуется, то присваивается 1А.

А потом детская тур. группа с 20-летним руководителем спускаясь в сторону Левой Билюты "...с левой части седловины вправо-вниз по осыпям (80-100 м, до 40°)..." встречается с "плитами (50 м, 70°)".
А опыт прохождения (не руководства) перевала 1Б только у руководителя...
И веревка... одна... для переправ...
И обстановка такая романтичная... Снизу туман...

...приснится же такое... :)
23.01.2009, 09:33:24 |
Евгений РензинОлег, описанная вами ситуация, как раз и возможна вследствии завышения категории трудности. Ведь "ваш" руководитель успел побывать как раз на такой 1Б, где не было никаких сложностей и решил, что 1Б, это та же 1А, только чуток круче, но падать всё равно некуда. И вот он приходит на реальную 1Б, куда без пяти точек страховки (возьмём крайний вариант) даже и соваться — безумие! Что произойдёт с его группой? В лучшем случае, придётся искать другой вариант прохождения маршрута. Или вы предлагаете реальным 1Б присваивать 2А?

Я не могу спорить о категории для пер. Ясный — я там не был. Но если описание Сергея корректно, если с этих обходных полок невозможно улететь, т.е. страховка не нужна, то категория всё-таки 1А.

В попытке подытожить:
Если вы взобрались на перевал, который оказался много трудней пройденных ранее 1А (Аршанский, Шумакский, Порожистый и т.п.), то это не повод говорить, что их категория — 1Б.
23.01.2009, 10:54:47 |
Олег Петров

Евгений Рензин: ...Я не могу спорить о категории для пер. Ясный - я там не был...

Аналогично. Поэтому ужасно интересно почитать отчет. Вдруг ребята там нитку прохождения прорисовали — по фотографии не очевидно где они прошли. А 3D-панорама удивительно информативная вещь(надо обязательно научиться их делать), но сверху не видно...

Или вы предлагаете реальным 1Б присваивать 2А?

Боже мой, Женя, не травмируйте меня такими ужасами!
Я совсем не о том... Я про то, что категорийность перевалов в спортивном(!) туризме увязана с опытом(подготовленностью) выпускаемой группы и занижение категории привлекает недостаточно опытные группы.
Некоторое завышение как раз менее опасно. Тот же руководитель для прохождения 1Б имеет опыт прохождения 2-х 2А и 3-х 1Б, т.е. владеет ситуацией. И 2/3 группы имеет опыт 1А(в худшем случае). И в отчете будет отмечено как завышение категории так и особенности прохождения перевала.
В случае с Ясным описание Стрелюка — это 1Б.
А отчета ребят ещё нет...
Но есть надежда!
23.01.2009, 13:23:57 |
Евгений РензинЛадно, не буду спорить что к чему ведёт, но считаю, что категория должна соответствовать реалиям и не быть ни заниженной, ни завышенной. Несмотря на некоторую субъективность оценки, в горном туризме (в отличие от альпинизма) признаки той или иной категории вполне конкретны.
23.01.2009, 13:42:36 |
Станислав Романчук...дилетантских пять копеек.

В 2000 сходил разведку с Шумакской стороны. На Билютинской слетел, чуть побился, маршрут свернул.
Запомнилось:
1) На Билютинской стороне центральная часть взлета непроходная (скалы, живые блоки).
2) Вдоль правого (ор.) борта сложней (есть "порожки"), вдоль левого — проще, но тоже градусно (сцементированная сыпуха, плиты).
Общее впечатление: без рюкзака — элементарно, был бы умней — прошел бы. С рюком — неоднозначно: без веревки можно, но можно и ...
23.01.2009, 15:32:09 |
Сергей ЗубковЕвгений, Олег, когда я сказал, что не знаю критериев отличия сложности перевалов, я так же имел в виду, что и не особо хочу их знать. Потому что я не люблю такое жесткое категорирование, когда одной цифрой предлагается передать информацию о куче характеристик объекта. Особенно проблемы возникают на границах соседних категорий — как в данном случае. Согласитесь, что довольно опасно делать какие-то однозначные выводы по одному только слову "1А".

И второе — считаю, что невозможно в общем случае составить набор строгих формальных критериев для подобного категорирования, а все попытки это сделать в лучшем случае дадут приближенную неточную систему классификации, пользоваться которой можно только с пониманием того, что это все достаточно расплывчато. Например, попробуйте определить, по каким признакам мы отличаем кошек от собак, и станет ясно, что не все тут так однозначно.

Итак, Евгений. Вы хотите в рамках своей системы признаков перевалов доказать, что перевал Ясный — это 1А. Чтобы все было по полочкам, как в аптеке. Однозначно и без всяких там ложных сомнений.

Ну даже если вы докажете, что это 1А, и Слава подпишет эту категорию в описаниях на сайте — что от этого изменится? Перевал не станет проще. А вот меня, например, если бы я его не ходил, в начале это ввело бы в заблуждение, потому что я привык, что 1А — это простые перевалы без особых хитростей. Ладно вы — у вас есть опыт и вы можете легко пересмотреть свое представление о перевале, когда сами через него пойдете (кстати, хорошо, что вы хоть в этом месте засомневались)

У меня на основе моего опыта похождений в горах тоже сформировался в мозгах свой собственный классификатор перевалов, который я не в состоянии описать формально (это как с кошками и собаками). Он не дает четких ответов, но мне и не надо. По мне — этот перевал ближе к 1Б, чем к 1А, если сравнивать все 1Б и 1А, которые я раньше прошел, в то же время он попроще, чем большинство 1Б. Т.е. где-то между. И всё — дальнейшие мои попытки точнее классифицировать перевал будут только ухудшать дело.

Так что я против понижения категории, ну максимум, написать "1А-1Б". Евгений, сходите сами этот перевал, если у вас и после этого не останется сомнений — тогда я поверю, что это 1А.

Кстати, я наверное не ясно выразился — но улететь там можно при преодолении скального пояса, особенно при спуске в сторону Билюты. Зря я сказал про веревку, сами мы ведь ей почти не пользуемся, а кому-то в такой ситуации она бы наверное не показалась лишней.

И еще — хорошо бы услышать мнение Алексея Мисюркеева, он вроде как тоже этим летом проходил этот перевал сразу после нас.
23.01.2009, 16:19:28

Евгений Рензин: Т.е. если крутизна 40 градусов (что отвечает категории 1Б), но страховка не требуется, то присваивается 1А.

Женя, требуется или нет страховка — вопрос субъективный. Есть перевалы, где её в принципе негде использовать. Здесь я написал с оговоркой — "использовать практически негде". Ну и, вообще говоря, в данном случае я имел в виду негде использовать верёвку группе с такими участниками как ты и я. То есть таких мест как на Хургутском перевале здесь нет (ну или их можно обойти). Но для неопытных участников (и, тем более, при неблагоприятных погодных условиях) возможно и потребуется страховка (точно утверждать мне трудно — давно это было).
23.01.2009, 17:32:54 |
Евгений РензинСергей, вы совершенно правы в том, что знание категории сложности даёт очень куцую информацию и в полной мере перевал не описывает. Но проблема в том, что зачастую кроме информации о категории трудности и точки на карте, информации нет вовсе!
Спасибо Славе (и не только ему), для нашего региона хоть что-то есть. Многие, конечно, могли бы сходить в СЮТУР и расспросить Л.Е. Стрелюка, но далеко не каждый это станет делать. А ведь есть ещё жители других городов и даже стран. Для них информация о категории трудности — единственное, что можно разузнать.
Или вот, скажем, соберёмся мы с вами на Алтай. Карту, с грехом пополам, добудем, рассказики, часто непрофессиональные, почитаем и станем прокладывать себе маршрут, опираясь на собственный опыт и знание категории трудности! И если наш опыт будет ложным, то мы запросто сядем в лужу.
Так что знание категории трудности и умение её корректно определить — не блажь!

Вячеслав Петухин: Женя, требуется или нет страховка - вопрос субъективный...

Отнюдь! Скажем, на пер. Саратовский (1Б) мы шли без страховки, но Лену-то подстраховывали. Т.е. субъективным является вопрос о том, нужна ли страховка для конкретного человека, но, до определённой степени, объективным, нужна ли она в принципе.

Вячеслав Петухин: Ну и, вообще говоря, в данном случае я имел в виду негде использовать верёвку группе с такими участниками как ты и я.

Оценивая перевал Ясный, я всякий раз делал это с оговоркой. Ссылался либо на фото, либо на слова Сергея. Совершенно не собираюсь настаивать на своей оценке в данном случае.

Но! Я настаиваю, что категория трудности перевалов Банзарова, Именинник, Февраль, Киевский — 1А.