Природа Байкала | Братцы и сестрички, я тут начал лирическое отступление про медведей писать в своей новой книжке, подскажите, поделитесь своими впечатлениями о встречах с медведями. Всё, что вы мне расскажите, попадет на страницы книги. Так что не стесняйтесь в выражениях, на страницах моих книжек в них стеснения нет. А ваш опыт пригодится тем, кто когда-нибудь после отправится в тайгу – вы ж понимаете, что мои произведения на века

автор:Эраст Бутаков
дата съемки:20 июля 2009

ПредыдущаяСтраница 2 из 2:  1 2
Александр ТагильцевНу раз никогда не поздно, то я тоже своими умозаключениями поделюсь. Не про встречу с медведем, а как избежать встречи с ним.

В мае 2011 года я слышал, что медведей в Центральном Саяне не просто много, а очень много. В августе того же года, находясь в Центральном Саяне, я узнал, что в Иркутской области был пожар, и весь зверь пошел в Центральный Саян, включая медведей. Четыре из них было убито под Усть-Каспой (почти у домов) в интервале с 10 по 20 августа. Чуть позже сообщили, что на реке Кизир в средней части убили еще два агрессивных пришлых медведя. В лесу на тропах вдоль рек Кизир, Кинзелюк и на их притоках, вдоль которых мы продвигались или пересекали в течение всего августа, были множество куч медвежьего помета и свежевырытых ям. Косолапый вырывал корни или разрывал муравейники, оставляя глубокие ямы. Также медведь валялся в высокотравье альпийских лугов, оставляя после себя поляны подмятой травы и лабиринт троп. В тайге мы находились 28 дней. За это время мы ни разу не встретили медведя. Мы даже не видели убегающего зверя. Причина, я считаю в том, что мы кричали. Каждые 5-7 минут или чаще или реже громко звучало "э-ге-ге-ге-гей". Ни один зверь не кричит на всю тайгу. Любой охотник, будь то медведь или соболь охотятся тихо. Человек идущий по тропе и кричащий время от времени не вписывается в логику хищника. Тот кто кричит, не прячется, а заявляет о себе — вероятно сильнее, чем любой охотник. Зверь, понимая это, уходит подальше от тропы до того, как его увидят. Я в этом убедился. Лучше все сделать для того, чтобы не увидеть зверя. Тогда и не будет проблем с ним. Другое дело пришлый медведь. Он приходит гонимый пожаром на чужую территорию будучи агрессивным с целью отвоевать у слабой особи владения для охоты. Его поведение непредсказуемо. Но по-видимому, даже в нашем случае, наши крики действовали и на пришлых медведей. Единственное, что было вне нашего контроля — это время сна в палатке. В интервале от 01:00 до 04:30 почти каждую ночь были слышны звуки падения тяжелой туши, хождения вокруг палатки, хруст сучьев, сопение и т.п. Именно этот интервал является периодом охоты медведя. В этих случаях нам требовалось бросить две петарды, выйти из палатки и подкинуть дров в костер. В начале, после такой процедуры мы прислушивались и потом потихоньку засыпали. Под конец мы уже автоматом бросали две петарды и порой, не подбрасывая дров, сразу засыпали, считая, что этого достаточно.
Возможно, что мы рисковали когда спали, использовали петарды и костер, возможно, нам просто повезло, что медведь не рухнул на палатку, не смотря на петарды. Также, может быть нам повезло и не увидеть пришлых агрессивных медведей бегущих от пожара. Это был дополнительный фактор риска. Но я уверен, что в дневное время предварительный крик на 100% исключает встречу с нормальным местным медведем. Под нормальным медведем подразумевается медведь не ассоциирующий человека с едой. В Центральном Саяне ассоциации у медведя, к счастью, пока нет. Там люди не оставляют еду и не подкармливают зверя. Возможно, нам просто повезло никого не встретить в течение 28 дней. Но до нас ходили еще группы этим летом и тоже использовали крик или свисток. Также группы со свистком ходили и в предыдущие годы, и даже ходили одиночки. Некоторые из них видели и описывали в своих отчетах убегающего зверя. Таким образом, крик является хорошим предупредительным средством, чтобы избежать встречи. А если встреча не состоялась, значит медведь и не будет преследовать последнего замыкающего группы. В случае если встреча состоялась, (пусть даже удачно разошлись) то гарантии нет, что медведь не будет преследовать группу. Длинно, но вот, в принципе, все, чем я хотел поделиться.
06.09.2011, 06:46:23 |
Эраст БутаковСпасибо. Этот рассказ многих, я надеюсь, тех, кто в лес идет впервые и с бабушкой, охолонит от желания "так чудно провести время, мишку покормить"!
06.09.2011, 07:48:26 |
n_i_r_v_a_n_aС медведем встречалась в 1981-м на Зее, где мы студентами работали в гидрографической партии во время заполнения водохранилища. Мы с подругой и начальником жили на посту Джигда на правом берегу Зейского вдхр. Подруга с начальником уехали проверять сети, а я пошла на метеоплощадку нблюдать за погодой. Когда поднялась на лесенку психбудки, услышала на краю площадки в кустах шаги. Как будто человек топтался.. Даже кусты качнулись.. Зная, что на 100 км вокруг нет никого, я конечно испугалась и дала дёру в наше змовьё, где мы жили и обрабатывали наблюдения. Записав отсчеты в книжку, я взяла бинокль и збралась на крышу зимовья, чтобы рассмотреть кто там ходит в кустах. Ну и от страха плохо соображала конечно, что делать))).
Сижу на крыше, кручу бинокль.. никого!))) Приехали мои друзья с рыбой. Спрашивают: -Ты чего на крыше сидишь? -Медведь, говорю, ходит! Ну они давай надо мной хохотать, говорят если б он захотел, вмиг бы тебя с крыши стащил!)))) А мне не до смеха было..)
Мишка был осторожный, и ушел в тот раз. А потом вернулся, дня через 2. Дело в том, что наш начальник ловил много щук сетями. Филе с них обрезал, и вялил, солил, и т.д. А кости и головы раскидывал вокруг нашего лагеря. На запах рыбы мишка и пришел.. Пару раз по утрам рылся в нашей помойке. А потом, в начале октября его нашли наши катеристы в лесу километрах в 3-х от лагеря. Медведь сдох прямо у тропы.. Судя по тому, что у нго были мягкие когти, он, вдимо, болел трихинеллезом и вряд ли был опасен. Вот такая у меня история "встречи" с медведем.. )
06.09.2011, 22:38:25 |
Эраст БутаковРаботая над новым произведением, ворошу старые отчеты и тексты. Вот попался такой — В.Иванов готовил его к публикации, да так и не опублликова. История не из приятных!

Из акта (акт приведён с сокращениями, комментарии автора книги даны курсивом):
Несчастный случай произошёл 21 сентября 1965 года в отряде № 3.
Акт составлен 1 октября 1965 года в г. Усть–Кут; гл. инж Предприятия № 1 Крюк В. В., нач. отряда Гривцов П. С., зам. гл. инж. по т/б отряда № 3 Бабушкин А. Г. ст. тех. строитель Новиков Е.С. — в присутствии оперуполномоченного У.Р. (уголовного розыска, очевидно) Усть–Кутского ГОМ (городского отделения милиции) тов. Новикова Е. В.
Баранова Любовь Николаевна, рождения 1945 года, после окончания в 1965 году Новосибирского топографического техникума работала помощником наблюдателя пунктов триангуляции 2–3 классов с 5 июля 1965 года в наблюдательной партии тов. Сапова Е. Д. в бригаде техника Царанкова А.С. В состав бригады входили: Царанков А. С., рабочий 2 разряда Ширяев П. С. (Павел Степанович), рабочий 3 разряда Пронин В. И. (Виктор Иванович).
В качестве транспортных средств в бригаду придано три лошади. В бригаде, кроме того, имелась собака. Радиосвязи в бригаде не было из–за недостатка радиостанций.
Техник Царанков в 1964 году окончил Томский топографический техникум и имеет стаж работы по специальности в таёжном районе два года. Стаж работы пострадавшей — 2,5 месяца. (Как ясно из документов, бригада была сформирована в середине сезона, 5 июля 1965 года.)
Трагический смертельный несчастный случай произошёл 21 сентября 1965 года на пункте триангуляции 3 класса «Верш. Огневка», расположенного в 50 км. к юго–востоку от села Таюра Усть–Кутского района Иркутской области.
ОБСТОЯТЕЛЬСТВА НЕСЧАСТНОГО СЛУЧАЯ.
16 сентября 1965 года руководитель бригады техник Царанков А. С. с рабочим Прониным В. И. выехали на базу отряда в г. Усть–Кут для пополнения бригады продовольствием, сдачи технической документации, получения и уточнения технических указаний и задания для продолжения и завершения полевых работ бригады. (В пояснительной Царанкова об этом сказано так: «16 сентября 1965 года я с рабочим Прониным Виктором Ивановичем вынужден был выйти с лошадьми за продуктами в село Таюра, по дороге 50 километров, а затем выехал катером на базу отряда в г. Усть–Кут, куда прибыл 18 сентября… 19 сентября я выехал с базы отряда и в 7 часов вечера 21 сентября прибыл вместе с рабочим и двумя завьюченными продовольствием лошадьми в расположение лагеря». По реке Лене от села до города примерно 100 километров.)
На пункте «Верш. Огневка» остались помощник наблюдателя Баранова Л. Н. и рабочий Ширяев П. С. Для охраны лагеря техник Царанков А. С. оставил охотничий карабин с четырьмя патронами к нему, охотничье ружьё с патронами, заряженными картечью (рабочий Пронин в своей пояснительной назвал точное число патронов, заряженных картечью — девять), и собаку. Оставшиеся в лагере товарищи имели необходимый запас продовольствия на 8–10 дней.
16 и 17 сентября техник Баранова Л. Н. с рабочим Ширяевым выполнили некоторые работы по наблюдению пункта: произведена привязка ориентирных пунктов, замерено до них расстояние, измерены зенитные расстояния и выполнено два приёма основных наблюдений.
В период с 18 по 21 сентября работы по наблюдению пункта не проводились и Баранова с Ширяевым отдыхали.
21 сентября, примерно в полдень, рабочий Ширяев, проснувшись, вышел из палатки (техник Баранова Л. Н. в это время лежала в палатке в своём спальном мешке) и отошёл от палатки в тайгу примерно на 20 м. Через несколько минут рабочий Ширяев, возвращаясь к палатке, увидел с криком бежавшую к нему от палатки Баранову и преследовавшего её медведя. (Из пояснительной техника Царанкова: «Ширяев пояснил нам, что, отойдя от палатки на несколько метров, он услышал крик Барановой: «Степанович, медведь!» и увидел медведя, который преследовал бежавшую к нему Баранову. И в тот момент, когда Ширяев бросился бежать в палатку за карабином, медведь набросился на товарища Баранову».) В непосредственной близости от рабочего Ширяева и в двадцати метрах от палатки зверь настиг Баранову Л. Н. и сбил её с ног. В момент нападения медведя оружие находилось в палатке. Поняв опасность положения, Ширяев побежал в палатку, схватил карабин и открыл по медведю огонь. После двух выстрелов из карабина и одного из ружья зверь бросил терзать Баранову и скрылся в тайге. Боясь внезапного нападения раненого хищника, Ширяев решил пойти и добить его. В сорока метрах от тела Барановой он увидел зверя и вновь выстрелил в него из карабина. Зверь поднялся и бросился на него. Ширяев ещё раз пытался выстрелить из карабина, но выстрела не последовало из–за осечки патрона. Медведь подмял Ширяева под себя, однако раненый медведь быстро ослабел и Ширяеву удалось вырваться от него. В этом ему помогла собака, которая нападала на медведя сзади.
Обессиленный схваткой, раненый когтями и зубами медведя рабочий Ширяев добрался до палатки и лёг в спальный мешок. (Точнее так: «Выбравшись из–под медведя, он поднялся на первую площадку вышки. Там было холодно, и Ширяев решил лечь в спальный мешок». — Из объяснительной Пронина. Потом мы увидим, что такая предосторожность была не лишней.)
В 7 часов вечера того же дня техник Царанков и рабочий Пронин вернулись в лагерь и обнаружили в палатке истекающего кровью рабочего Ширяева, которому немедленно была оказана первая помощь.
(Из объяснительной Царанкова: «Подойдя к палатке я окликнул оставшихся товарищей, но ответа не последовало. Войдя в палатку, я ещё раз спросил: «Все ли здесь живы?» На что рабочий т. Ширяев ответил: «Нет не все живы». Я переспросил: «Как не все?!» — «Любу задрал медведь», — последовал ответ. Сам тов. Ширяев лежал в спальном мешке со следами крови на лице и на руках. Кроме этого, кровь была на полу палатки и на миске, стоящей рядом с палаткой, а также на канистре из под воды».)
В связи с наступлением темноты в этот день тело техника Барановой найти не удалось.
(Царанков: «Он сказал, что истекает кровью. Я спросил его, где Люба. Он сказал: «В двадцати метрах от палатки». С рабочим Прониным мы пошли искать тело Барановой Л. Н., но найти не смогли, так как было уже темно».)
Утром 22 сентября тело Барановой Л. Н. было найдено в 20 метрах к югу от палатки, в месте, где её терзал зверь. В результате наружного осмотра тела погибшей было установлено, что медведем ей были нанесены раны в области черепа и шеи, при этом всё лицо и череп были раздроблены, отдельные кости черепа, волосы и части мозга находились в луже крови около тела.
(Из протокола оперуполномоченного: «На трупе было одето майка (футболка и трусы)» Орфография и синтаксис младшего лейтенанта, — И. К.)
В этот же день был найден на месте схватки рабочего Ширяева с медведем карабин, в котором находился один невыстреливший патрон с осечкой.
Рабочий Ширяев был немедленно вывезен из тайги на лошадях до села Таюра, а 24 сентября был эвакуирован из с. Таюра на вертолёте в г. Усть–Кут, где был помещён в городскую больницу.
Обратите внимание, читатель, о трупе медведя, который должен был находиться рядом с телом девушки, ничего не упоминается. Это не случайно: там его уже не было!
…Утром 24 сентября с/г (сего года) для расследования и оказания помощи вылетела на вертолёте группа в составе: начальник отряда Гривцов, зам гл. инженера по т/б Бабушкин, ст. техник–строитель Новиков Ю. С., оперуполномоченный ГОМ Новиков И. В., старший хирург горбольницы Тихомиров и радист Ковалёв…
Группа была вооружена кавалерийскими карабинами, пистолетами и имела охотничьих собак.
В этот же день в 300 метрах от пункта триангуляции был убит медведь. Рядом с убитым медведем лежал зарытый мхом подохший второй медведь Комиссия установила, что зарытый второй медведь пал от ран, нанесённых рабочим Ширяевым. В качестве вещественного доказательства у медведей были отрезаны три уха и сданы в милицию гор. Усть–Кута.
25 сентября с/г, по окончании расследования на месте, тело погибшей Барановой Л. Н. было доставлено у Усть–Кут, где было похоронено 30 сентября в присутствии родителей и родственников погибшей.
… На основании материалов расследования данного несчастного случая комиссия считает, что виновных в происшедшем несчастном случае нет.
06.09.2011, 22:46:23 |
LehaА почему 3 уха отрезали?

-------------------------
А я тут что-то засомневался по поводу слов о том, что взрослый медведь на дерево не может залезть. Недавно по National Geographic показывали сюжет про 2их туристов на которых напал медведь. Одного насмерть, другой на дерево залез и пытался криками отвлечь внимание. Когда пойманый уже не подавал признаки, медведь кинулся на дерево и долез до другого! Метров 7 было. Нарезал ему ноги на ленты ...

Но это американцы были. Они понаглее и любопытнее. Может и крестец у их гризли отличается от наших бурых.
06.09.2011, 23:37:33 |
Эраст БутаковА может лет ему было два-три — те ещё на деревья не ленятся заползать и могут в принципе.