Природа Байкала | Здесь рождаются ветры Байкала

ПредыдущаяСтраница 2 из 2:  1 2
И. Фефелов

Евгений Рензин:    В районе Аршана есть

В районе метеостанции "Хамар-Дабан", помнится, тоже имеется вулканический купол, хотя гораздо более древний, чем тункинские вулканы.
В районе Сармы про теплые источники что-то не припомню.
26.10.2009, 10:04:09 |
Вячеслав ПетухинКажется, в районе Курмы есть источник.
26.10.2009, 11:34:08 |
Иван КосицкийВ районе Курмы — обыкновенный родничок, обозванный гидами "серебряным". М.б. вода его действительно богата серебром, но во всяком случае это не минеральный источник, как-то связанный с вулканическими процессами. Ближайший к тем местам теплый источник — на Чивыркуе.
И вообще, речь идет не о ВУЛКАНИЧЕСКОЙ активности, а о ТЕКТОНИЧЕСКОЙ! Хамар-Дабан сложен из вулканических пород (там камешки — с пузырьками), а на Ольхоне и в приольхонье ими и не пахло! Ольхонские гранито-гнейсы и мрамора — одни из древнейших пород на земле, возраст их за 2 млрд. лет зашкаливает. Приморский хребет — новее, но тоже достаточно древний, магматических пород там нет и быть не может. И то, что мы видим на снимке, повторяю, это не кратер, а ПРОВАЛ! Хотя его обсыпавшиеся края и могут навести ассоциации с кратером.
26.10.2009, 15:49:15 |
Сергей СоколовДа, вот это роддомчик...
26.10.2009, 19:41:29 |
Борис ЧечетЕщё раз спасибо всем! Рад, что это фото вызвало очень познавательную дисскусию; лично я узнал много интересного. Вячеслав, с названием действительно ошибочка вышла. На карте "Байкальская пешеходная тропа: Еланцы — Курма" вершина обозначена как Танхын.
27.10.2009, 00:25:36 |
Юрий ГуковФото просто фантастическое. Никогда бы не подумал, что Сарминское ущелье можно увидеть так!
28.10.2009, 15:58:43 |
Дмитрий Мызников

Иван Косицкий:  И то, что мы видим на снимке, повторяю, это не кратер, а ПРОВАЛ!

Вы Иван тут ошибаетесь! Это не провал, как таковой, а размыв в месте изгиба линии разлома.
29.10.2009, 10:42:48 |
Иван КосицкийНу хорошо, согласен — если уж быть абсолютно точным, то это провал с размытыми и обрушившимися краями. Все равно — не кратер.
30.10.2009, 05:03:37 |
Дмитрий Мызников

Иван Косицкий: если уж быть абсолютно точным, то это провал с размытыми и обрушившимися краями.

Если уж быть точным, то сначала был разлом, а потом вода стала мыть края трещины. Ни о каком кратере тут речи быть не может.
30.10.2009, 10:06:43 |
Иван Косицкий

Дмитрий Мызников:  Ни о каком кратере тут речи быть не может.

Да и я твержу, что не может! Мы, по-моему, возмущаемся, доказывая друг другу одно и то же.
Но все же, я склонен думать, что там с самого начала образовалась не узкая трещина, размытая потом в каньон водой, а в момент разлома получилось нечто вроде фьорда, куда залилось море. Потому что на первых 3-4 км от входа в ущелье его дно — горизонтальное, и сложено из выкаченных рекой валунов. Т.е. ближе к устью ущелья река не РАЗМЫВАЛА стены, а наоборот — НАНОСИЛА камни сверху и забивала ими глубокое ложе разлома. Когда забила — стала выносить их за пределы ущелья и образовывать конус выноса (дельту) уже в море. В морфологическом отношении строение дельты Сармы и низовьев Сарминского ущелья совершенно одинаково. Вот поэтому мне и кажется, что склон на снимке образовался в своих теперешних формах скорее сразу, в результате тектонического проседания части хребта.
30.10.2009, 23:40:06 |
Дмитрий Мызников

Иван Косицкий: Вот поэтому мне и кажется, что склон на снимке образовался в своих теперешних формах скорее сразу, в результате тектонического проседания части хребта.

Неправильно. Сначала разлом, а потом размыв. Это видно именно в том числе и по рельефу (склонам) долины. А что касается:

Иван Косицкий: Потому что на первых 3-4 км от входа в ущелье его дно - горизонтальное, и сложено из выкаченных рекой валунов. Т.е. ближе к устью ущелья река не РАЗМЫВАЛА стены, а наоборот - НАНОСИЛА камни сверху и забивала ими глубокое ложе разлома. Когда забила - стала выносить их за пределы ущелья и образовывать конус выноса (дельту) уже в море

31.10.2009, 13:31:55 |
Иван Косицкий

Дмитрий Мызников:   Сначала конус выноса, потом отложения материала выше по долине. Тут уж законы физики не отменить. Да и многое (если не все) зависит от базиса эррозии. А он у байкала никогда не был постоянным.

Вот уж не понимаю! Сам неоднократно наблюдал, как в лужах после дождя эти конусы выноса образуются. Нарастают себе от устья впадения ручейка в лужу, расширяясь по мере поступления наносного материала. Я так понимаю, что как только камень или песчинка перестали быть влекомы водным потоком — то тут и легли на дно. Т.е., конус этот самый выстраивается ровно в такой степени, чтобы дать воде более-менее спокойно поверх себя течь. А в случае с Сармой поляны в ее низовьях — это, собственно, продолжение (ну, или, вернее — начало) ее дельты. Как они могли позже дельты образоваться?
Базис эррозии — незнакомый термин, поясните, пжалста!
31.10.2009, 19:00:45 |
Дмитрий Мызников

Иван Косицкий: Базис эррозии - незнакомый термин, поясните, пжалста!

Отметка, уровень, определенного района, ниже которого эррозионных процессов (понятно почему) не происходит. Для нашего района это урез воды Байкала.
А что касается Ваших валунов, и пологого участка долины реки, Вы внимательно на топокарту посмотрите, и обратите внимание на заложение горизонталей. А потом постройте, можно мысленно, продольный профиль по руслу Сармы. Вы увидите, что он будет вогнут (вниз). Это говорит о том, что процесс эррозии. размыва еще не закончилс и проходит довольно интенсивно.
И никакого горизонтального учатка в долине — НЕТ! А лежащие в русле большие валуны, это просто результат относительно слабого наводнения. А придет мощное (это то, которое раз в тыщу лет:-)) и все это хозяйство, вместе с мелкими отложениями, сдует в озеро. Как продолжение формирования конуса В и заполнения дна Мал.Моря.