Природа Байкала | Внимание, перевал!

Внимание, перевал!
Для просмотра в режиме лупы нажмите Shift
Эта фотография большого размера (4134413 байт)
Она же в виде 3D-панорамы

Внимание, перевал!

автор:Сергей Зубков
дата съемки:14 августа 2009
дата публикации:5 февраля 2010

Рассказ "От Цхинвала до Грозного"

ПредыдущаяСтраница 2 из 2:  1 2
Сергей ЗубковНу а оно так и есть — в хорошую погоду эта скальная сторона имеет сложность 1Б (сравнительно с другими 1Б — скажем, она, по-моему, не сильно сложнее Грозного). А в дождь, снег — да, это будет уже гораздо неприятнее.
Но я уже говорил, что определяющей, скорее, является другая сторона. Вот там и в хорошую погоды было очень-очень неприятно (там где мы с Олегом вылезли на небольшой контрфорс) — а это только подъем был, спускаться там же без веревки вообще страшно и на грани фола, наверное :)

Женя, для интереса и в целях ликбеза, можешь перечислить формальные критерии 2А ?
21.03.2010, 19:34:11
Евгений Рензин Нет, не так и есть. Олег пишет, что именно в хорошую погоду эту сторону перевала можно оценить на 1Б*. На самом деле, либо её можно оцентить на 1Б* без ссылок на погоду — и тогда при неблагоприятных погодных условиях она будет оцениваться на 2А. Либо это просто 2А. Пусть простая, но 2А. Или сложная, но 1Б:)

Вчера раки были по 5 рублей, но очень большие! Но вчера:)

И, кстати, если не указывается сезон, то категория дается для типичного состояния в самое благоприятное время года. Т.е. для Саян это июль-август. А надо? Дело в том, что формальные критерии, судя по всему, определены для больших гор — Тянь-Шаня, Кавказа, Памира и т.п. После разговора с Александром Токаревым (который входил в состав команды, занявшей в прошлом году первое место в чемпионате России по горному туризму), я принял ту точку зрения, которая расходится с формальным подходом. В частности, при формальном подходе при прохождении перевалов 2А категории трудности необходима организация 5-10 точек страховки. При этом крутизна не должна превышать 45 градусов. В Саянах, насколько мне известно, таких перевалов просто нет. У нас принято малую протяженность определяющих участков компенсировать большей технической сложностью. Так, все перевалы не имеющие хотя бы короткого (2 метра) участка крутизною более 45 градусов оцениваются на 1Б.
22.03.2010, 01:20:50 |
Олег ЗубковЗвездочку я добавил вдогонку (подредактировал),уже после того, как выставил соответствующий пост. Сделал это я с той целью, чтобы идущие на него, прочитав мой комментарий, задумались и были аккуратны с выбором снаряжения. Формальные критерии оценивания меня интересуют мало, так как мало что дают в плане технической и моральной подготовки к прохождению. Для меня * говорит о том, что нужно очень внимательно отнестись к подготовке прохождения данного перевала, является синонимом слова "опасно". Честно говоря, теорию оценивания сложности перевалов я проходил исключительно в горах, сравнивая то что видел в натуре с тем, что видел в хребтовке. Ощущения весьма двойственные. Пройдя довольно много 1б, я примерно уяснил себе их суть, но сталкиваясь, например с Дубегольским, Чернышевского или Улангольским Восточным я приходил в недоумение, ведь они явно простые. С другой стороны Медвежий, Удачный и в некоторой степени Грозный выше по сложности нежели 1б, причем и в хорошую погоду. В любом случае такой простой классификацией трудно ограничиться. Таким образом, хоть и формально неправильно, но я считаю, что даже в хорошую погоду к прохождению правошумакской стороны Ахтунга можно добавить знак *. Будьте осторожны.
22.03.2010, 14:35:42 |

Олег Зубков: Для меня * говорит о том, что нужно очень внимательно отнестись к подготовке прохождения данного перевала, является синонимом слова "опасно".

Олег, вы же звёздочку не для себя ставите. А для всех, кто знаком с оценкой трудности перевала она обозначает именно то, что я сказал выше. Вот если на уровне федерации (или кто там в горном туризме рулит?) будет принята другая система классификации, в которой будут введены дополнительные категории, то тогда уже можно будет обозначать более сложные 1Б той же звёздочкой (или другим символом).

Олег Зубков: Пройдя довольно много 1б, я примерно уяснил себе их суть, но сталкиваясь, например с Дубегольским, Чернышевского или Улангольским Восточным я приходил в недоумение, ведь они явно простые.

Их, видимо, оценивали как раз те, кто не знаком с формальными критериями. Или, как вариант, те, кто проходил их зимой.
22.03.2010, 19:12:17 |
Олег ЗубковИзвиняюсь за долгое молчание — не заметил последней реплики.
В принципе, Евгений, вы правы. К сожалению, очень часто шкала разрешенных оценок не позволяет адекватно оценить конкретный перевал. Поэтому, те, кто желает узнать не только примерно сложность перевала, но и довольно точно знать, что там их ожидает, читают комментарии и описания прохождения, если таковые имеются.
Согласен, что мои "1б* в хорошую погоду" могут показаться странными, но что делать, если существующей классификации не хватает? Действительно, правошумакская сторона перевала Ахтунг даже в хорошую погоду сложнее чем 1б. Но и в такую погоду летом ее все-таки можно довольно надежно пройти без страховочных средств. В любом случае, те, кто прочитают эти записки, прочтут не только оценку, но и остальное, для них я и поставил эту * (может и зря, но я уверен, что хуже от этого не будет). Остальные, особенно те кто склонен к формализму, могут считать, что сложность Ахтунга 2а и без веревки (или вообще) туда не ходить.

14.04.2010, 16:32:14 |

Олег Зубков: В любом случае хотелось бы поднять вопрос об адекватной оценке Саянских перевалов, возможно у кого-то есть свои мысли как о шкале оценивания вообще, так и об оценке конкретных перевалов, пройденных ими.

Тема уже поднималась. Мне даже удалось убедить Славу и "раздеть" пер. Банзарова до 1А (с 1Б) и пер. Февраль до 1А (2А). Если у вас, Олег, есть какие-то мысли на этот счёт, я бы с радостью послушал.
16.04.2010, 11:54:25 |
Константин Суханов

Олег Зубков: Остальные, особенно те кто склонен к формализму, могут считать, что сложность Ахтунга 2а и без веревки (или вообще) туда не ходить.

Олег, меня в формализме сложно обвинить. Но Ахтунг — 2А без сомнений. Хорошая двусторонняя "двойка". Уж поверьте. То, что слава Завьялов и вы (непожилые ещё) и мы, пожилые, ходим там без страховки — это ещё ничего не значит. Видели, какие отвесы и карнизы иные скалолазы так ходят? Это не повод для снижения сложности; незачем дезориентировать тех, кто там ни разу не был.
16.04.2010, 17:09:43 |
Олег ЗубковДа согласен я с тем, что Ахтунг двойка. Про левошумакскую сторону я ничего и не говорил, а ее одной практически достаточно на мой взгляд, чтобы перевал классифицировать 2а. Я, если еще не заметно, за то, чтобы некоторые перевалы чуть-чуть повысить в сложности (относительно других). К сожалению, это "чуть-чуть" не вписывается в официальные рамки и вызывает споры. Это хорошо, можно от знающих людей узнать много интересного. А то молчат все как рыбы об лед.
Что касается правошумакской плиты Ахтунга, то я позволил себе оценить ее отдельно (именно ее) и классифицировать ее сложность как "1б* в хорошую погоду" (как если бы весь определяющий участок Ахтунга состоял только из этой плиты). Получилось довольно коряво, Евгению не понравилась формулировка, Константину суть.