Природа Байкала | Еще дальше от Трехглавой

дата публикации:9 июня 2010

Сергей ЗубковСпасибо!
09.06.2010, 02:52:23
yuriy kuznetsovЧто-то потянуло на воспоминания. Утомитесь, бросьте это читать.

Из далёкого 69-го. Тогда в мае отряд альпинистов делал восхождение на п. Братчанка по в.гребню 1 Б к.тр. Я вёл отделение новичков из 10-и участников.
Как субъективно восприятие сложности маршрута. Весь гребень на фото прекрасно просматривается. Маршрут начинался из цирка между в. Снежная и Братчанка. Прямо вверх до стыка водораздельного хребта с отходящим отрогом Братчанки, на фото смотрится как кулуар, а там просто склон, весьма крутенький, по тогдашнему состоянию покрытый фирном. Только сильным ударом ноги можно было зацепиться ботинком за склон. Ребята мои мужественно делали вид, что не так уж и страшно.
Не ожиданное началось при выходе на гребень, собственно на маршрут.
Ребята встали на четвереньки и, никакими силами я долго не мог заставить их оторвать руки от опоры, выпрямится и идти, как человек. Я подпрыгивал, вприпрыжку пробегал несколько шагов, возвращался. А ведь они были в связках и гребень классический для одновременного движения. Наконец устыдившись проходящих мимо других участников, мы двинулись к вершине.
Из-за большого снега маршрут тянул на хорошую 1Б. Особой смелости у ребят за маршрут не появилось. Вышли к начальной точке гребня. Опять муки страха и неуверенности. Тут уже и другие отделения не могут заставить себя шагнуть вниз по склону. Бегаю перед ними по слону в простом советском вибраме (кстати очень не плохие были ботинки), а они в «триконях». Классическая ошибка новичков от страха. Пытаются наклониться и придерживаться за склон руками, и ноги естественно выскальзывают. Убеждаю их стоять вертикально, не решаются.
Мы тогда с Валентином Брянским просто сталкивали их силой.
Часть этих ребят впоследствии стали хорошими альпинистами.
Ни до, ни после я такого не встречал. Сам и в новичках и до закрытия 2-го разряда ходил с инструктором, и в мыслях не было, не сделать что-то, что говорил инструктор. Внутренний позор на всю жизнь. Один раз был случай на северной стене Андырчи в Баксане, когда мы двое из четырёх участников шагнули практически в смерть при траверсе широкого смёрзшегося кулуара.. Инструктор шёл в новеньких триконях, а нам двоим, достались старые ботинки с почти стёртыми триконями. Ни до, ни после я не испытывал такого страха. В горле встал спазм, и когда 50 метров кулуара были пройдены, и я коснулся руками скал, я ещё долго не мог сглотнуть.
И ещё о Братчанке. 80-й год, альпиниада в Кынгарге. Иду в двойке по маршруту 3Б это почти вертикально вниз от флажка вершины. Я инструктор с 1-м разрядом. В связке участник, набирающий категории на второй разряд.
Абсолютное доверие инструктору. На меня тогда на разборе «наехали» выпускающий и начспас. Увидели в бинокль, что мы прошли маршрут почти везде одновременно, а «тройка» вполне полновесная. Я прошёл первую верёвку и вижу скалы сухие, средней сложности. Говорю Володе, идём одновременно на «двадцатке», говорю ему, что если он испытает, хоть чуть-чуть чувство неуверенности и страха, чтобы сразу сказал, и я его приму. Раза три-четыре я это сделал. Очень быстро проскочили маршрут.
Насколько слов об этике поведения на маршруте. В 68-ом навсегда запомнились мне слова Володи Минеева из Улан Удэ. Мы тогда в Баксане в а/л Адыл-су были. Я участник, он инструктор старой школы.
Он сказал, что в группе, в которой он ходил, если хоть один участник просил организовать страховку, это не обсуждалось, а сразу выполнялось. Невозможно было даже намекнуть, что он трус. На восхождениях всякое бывает. Иногда нападает беспричинный страх, потом проходит. В моей практике, к сожалению, было два случая группового срыва, только из-за того, что «храбрец» представил нас трусами, а была просто очевидная безграмотность и стопроцентная вероятность срыва. Нужно много походить, чтобы не побояться выглядеть трусом. И тем не менее в 71-м при спуске с пика Каракольского на Тянь-Шане я один оказался трусом и уговаривал на снежно-ледовом склоне забить ледовые крючья. А главный «храбрец» шёл в связке с моей женой (у альпинистов супруги всегда, почти, ходили в разных связках), вот он то и сорвался, а страховала его моя жена и ещё один человек, но «храбрец» парень крупный, тяжёлый и он их обоих сорвал, а дальше полетел весь «паровоз» из восьми человек. Пролетели около 600-от метров и вылетели на пер. Джеты-Огуз 4200 м. с мокрой лавинкой, быстро откопали мою жену полузадушенную верёвками и снегом. Интересно поведение в такой ситуации.
Я был нижним в этой цепочке и всё видел, как в замедленном кино. Стоящий в 35-и метрах надо мной, не самый храбрый из нас, спокойным, отрешённым
голосом сказал: «Ну, Юрка, это конец» и стремительно порхнул мимо меня.
А поскольку верёвка пристёгнута на груди, то вылетаешь на спину и вниз головой, на спине амортизирующий рюкзак. Нам повезло, отделались ушибами и потерей вещей. Весь склон был ими усыпан.
У меня уже был опыт такого полёта. Групповой срыв в Безенги на в. Урал на снежно-ледовом склоне на маршруте 5-й категории. Кстати считается, что при такой предсмертной минуте перед человеком проходит вся его жизнь. У меня, по крайней мере, было не так. Пока я летел, пытаясь развернуться головой вверх и перевернуться на живот, чтобы «зарубиться» ледорубом под звук треска разрываемой ткани, меня мучила только одна тоскливая мысль, что когда маме скажут, что я разбился, она этого не переживёт.
Никогда не ставьте в трудное психологическое положение своих товарищей, каким бы простым не казался вам маршрут, при первом же намёке на выраженное чувство страха организовывайте страховку!
Ещё немного о Братчанке. В мае же 80-го делал траверс 9-е мая – Трёхглавая. В самом левом краю видно снежную полосу похожую на кулуар, но это не кулуар, а косая полка очень неприятная и в верхней части очень крутая. По ней заход на траверс. В начале 70-х именно на ней сорвался и погиб братчанин, при срыве выбрасывает на стену.

10.06.2010, 00:07:02 |
yuriy kuznetsovХорошо рано спохватился. Минеев не Володя а Игорь. Такое количество событий и людей прошло за жизнь, что забывать начал.
10.06.2010, 05:46:45 |
Станислав НоркинСпасиба Юрий, интересно читать про Жизнь, а тем более альпинистскую.
10.06.2010, 08:34:23 |
Ярослав ГладунСпасибо Юрий. Читал – не мог оторваться. Существенно иначе, теперь представляется мне поход в горы.